Смоленская крепостная стена

Высота стены на всем ее протяжении неодинакова и колеблется от 16 до 19 метров, что обусловлено рельефом местности. В девяти башнях имелись ворота. Из глухих башен тринадцать были прямоугольными, девять—круглыми, семь — шестнадцатигранными. Сейчас вся стена имеет естественный «кирпичный» цвет. Раньше она была выбелена, а частью — даже расписана.
Немного из истории строительства стены Смоленской крепости
Из дореволюционного путеводителя по Смоленску:
«Борис Годунов лично намечал места башен и направление стены. Возвратясь в Москву, Годунов сказал царю (им был тогда Федор Иоаннович), что Смоленск будет ожерельем России. „Но в этом ожерелье, — заметил князь Трубецкой, — могут завестись насекомые, коих мы не скоро выведем“. Слово достопамятное!.. Оно сбылось, ибо Смоленск, нами украшенный, сделался твердынею Литвы».
Крепостная стена Смоленской крепости имела длину почти 6,5 километра (в России длиннее только девятикилометровые псковские укрепления) возведена в 1595—1602 годах известным московским мастером Федором Савельевичем Конем, построившим также столичный Белый город. Стена имела три яруса боя и 38 башен, из которых к настоящему времени сохранилось только 17.
Строительство стены Смоленской крепости потребовало организации целого ряда сопутствующих производств. Все кирпичные заводы в окрестностях города и его уезде были отписаны в казну. Известняк, из которого складывали основания стен и башен, доставляли из Старицы, известь обжигали в селе Верховье Бельского уезда, лес везли из дворцовых сел Смоленского уезда. Отовсюду на постройку собирали каменщиков.
Толщина стены — 4—4,5 метра. «Внутренность» ее засыпана бутом — щебнем, битым кирпичом и известковым камнем; наружные стены — кирпичные, сложенные особым образом — так, чтобы выдержать удары ядер. Собственно, уязвимой Смоленская крепость оказалась лишь для взрывчатки, чем и воспользовались в 1611 году поляки Главные городские ворота располагались под Днепровской (Фроловской) башней, на месте которой сейчас стоит Одигитриевская церковь. Опоры кирпичного моста, перекинутого в этом месте через Днепр, до сих пор видны по берегам.