Смоленский храм Софрино внутри

Поднявшись по крутой лестнице на второй этаж Смоленского храма, попадаем в трапезную. Она может кое-что рассказать о первоначальном виде усадебного комплекса. Дело в том, что, как выяснили исследователи, ее западная стена до середины XIX века, когда был разобран барский дом, являлась его восточной стеной, а восточная стена нынешней трапезной, в свою очередь, представляла собой западную стену храма. Таким образом, длина трапезной есть расстояние, отделявшее Смоленскую церковь от палат владельцев Сафарина.
При переустройстве церкви в 1860-х годах и ее расширении кирпичную кладку западной стены храма, имевшей входной портал и два окна по бокам от него, сломали и устроили здесь широкую арку. Остатки окон и их наличников были обнаружены в ходе исследовательских работ конца 1960-х годов, предшествовавших началу реставрации, — их, равно как и всю стену, восстановили в прежнем виде; оттого-то нынешняя трапезная и выглядит необычно, встречая посетителя храма двумя «уличными» окнами, открывающимися в его древнюю часть. Потолок трапезной расписан.
Из трапезной через дверь в южной ее стене попадаете в поздний Никольский придел. Он устроен максимально просто — плоское перекрытие, невысокий иконостас и пр.; вместе с тем именно здесь сосредоточена основная часть современных святынь Смоленского храма.
Другой проход, в восточной стене трапезной, ведет в узкое помещение, исполнявшее до перестройки 1860-х годов функцию притвора. Отсюда арочный проем с еще двумя «окнами» (квадратными) по бокам ведет в основное помещение храма. Оно буквально залито светом, льющимся через множество окон. Высокий, практически до свода, семиярусный иконостас, покрытый витиеватой барочной резьбой, — более или менее точная копия дореволюционного иконостаса, поставленного в 1880-х годах.
В тромпах, служащих переходом от четверика к восьмерику, — изображения четырех евангелистов. Сюжетные фрески тут имелись и до революции. Кроме того, был расписан свод храма — ныне эта роспись восстановлена. В западной стене, над входным проемом, устроена «царская ложа», предназначенная для хозяев сафаринского имения. Ее обрамляет орнамент «под золото» — похожими орнаментами украшены и окна. Их фрагменты удалось обнаружить в ходе реставрации, после чего восстановление этих росписей уже не составило большого труда.