Ансамбль Ферапонтова монастыря

Содержание:
Ансамбль Ферапонтова монастыря, составляющий своего рода оправу для главной здешней драгоценности — собора Рождества Богородицы, — формировался в XVI—XVII веках. До наших дней он сохранился в сравнительно благополучном состоянии. Мало изменилась и окружающая местность.
Собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре

Глава собора
Стремясь к уравновешиванию объемов, мастера расположили главу ровно в центре здания (включая алтарные апсиды). Прежде глава имела шлемовидное покрытие и органически «прорастала» из пирамиды закомар и кокошников. Плоская кровля и барочная главка —усовершенствования позднейшей эпохи.
Собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре строили в самом конце XV века. Документальных записей об его авторах не сохранилось, но, по всей видимости, именно ростовцам принадлежит честь постройки этого знаменитого памятника. Косвенным подтверждением тому является сходство Богордице-Рождественского собора с Успенским собором Кирилло-Белозерского монастыря. А о нем-то уж точно известно, что возвел его зодчий Прохор Ростовский.
Паперть
Крытая паперть была возведена сразу вслед за основным объемом собора и оказалась весьма уместна, ведь «наше северное лето, — по замечанию Пушкина, — карикатура южных зим», а паперть давала укрытие от ветра и дождя. Напомним, в холодную пору в неотапливаемом Богородице-Рождественском соборе не служили.
Впрочем, сходство с чем бы то ни было не умаляет достоинств собора Рождества Богородицы. На основе общерусской схемы (четыре столпа, одна глава и три апсиды) мастера создали уникальное сооружение, характерологическим свойством которого является особая устремленность в небо, «превознесенность» над землей (к слову, кирилловский Успенский собор, напротив, выглядит устойчивым и грузным), причем это «свойство» определяет не только его наружность, но и интерьер.
Окна
Окна и паперти, и четверика лишены каких бы то ни было украшений. Ни наличников, ни перспективного суживания оконного проема. Благодаря этой скупости оформления они как-то не бросаются в глаза, позволяя сосредоточиться на декоративных поясах четверика.
Поставленную задачу строители решили не без изящества. Высокий подклет, крытая паперть (галерея), придающая собору пирамидальный силуэт, сильно повышенные подпружные арки — вот арсенал их архитектурных находок. Кроме того, раньше «возвышению» собора служили два яруса килевидных закомар и ярус кокошников на прямоугольном основании барабана. В XIX веке их, увы, скрыла обычная четырехскатная кровля. Она же мешает увидеть барабан главки, некогда существовавшей над южным приделом свт. Николая.
Декор
Каждый фасад собора декорирован по-своему, при этом наиболее богатое убранство досталось западному (парадному) фасаду. Это видно и на фото. В то время как закомары западного фасада полностью «заполнены» полосами бегунца, поребрика и нишек, закомары северного фасада (на фото — «анфас») лишены украшений. Декоративный пояс проходит лишь под ними.
Иное покрытие — тремя щипцовыми кровлями — имела и паперть, окружающая собор Рождества Богородицы с трех сторон (кроме восточной). Вообще, что касается паперти, она не вполне характерна для архитектуры Русского Севера и заставляет вспомнить скорее об архитектуре московской. Прежде на ее северо-западном углу находилась небольшая звонница псковско-новгородского типа. Сейчас от нее остался только нижний ярус, составляющий часть паперти.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой в Ферапонтовом монастыре

Второй по старшинству каменной постройкой Ферапонтова монастыря после собора Рождества Богородицы является Благовещенская церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. О времени ее создания (1530—1534 годы) говорит надпись на плите, вставленной в стену справа от входа в храм:
«Лета 7038 начата бысть сия церковь делати во имя Владычицы Богородицы честнаго Ея Благовещения у святыя трапезы при благоверном великом князе Василие Ивановиче всея Руси... А совершена бысть при сыне его великом князе Иване Васильевиче всея Руси. А священа бысть при архиепископе Кирилле, при игумене Ферапонте, лета 7043 ноября 21...»
Церковь строилась на вклад, сделанный Василием III в монастырь в честь рождения долгожданного наследника престола.
Сейчас в храме располагается музейная экспозиция.
Церковь преподобного Мартиниана Ферапонтов монастырь

В 1640—1641 годах в монастыре Ферапонта появилась церковь прп. Мартиниана, выстроенная над местом его погребения.
Изначально была возведена собственно храмовая часть, представляющая собой восьмерик на четверике, но в XIX веке храм расширили за счет пристройки трапезной. К XIX столетию относятся также росписи и иконостас, сохранившиеся в церкви.
Перед алтарем с северной стороны можно видеть еще одну гробницу. Это захоронение архиепископа Иоасафа (Оболенского), духовного сына прп. Мартиниана.
Колокольня Ферапонтова монастыря

Редкий тип русской колокольни представляет собой колокольня Ферапонтова монастыря, построенная в конце XVII века. В основании ее — четыре столба, которые перекрыты арками. Две широкие лестницы ведут отсюда на паперти Богородице-Рождественского собора и Благовещенской церкви.
Ярус звонов ограничен восемью столбами с арками. Завершается колокольня четырехгранным шатром, на каждой стороне которого сделано по небольшому окну (лукарне).
Надвратные церкви Ферапонтова монастыря

Комплекс надвратных церквей монастыря Ферапонта состоит из двух небольших храмов — Богоявления и преподобного Ферапонта (иногда также речь идет о церкви Богоявления с приделом прп. Ферапонта). Оба они были построены и освящены в середине XVII века.
Богоявленская церковь служила «домовой» церковью Патриарху Никону, жившему в монастыре в 1666— 1676 годах на положении ссыльного. Когда эту церковь предоставили Никону, в ней не было ни книг, ни других богослужебных принадлежностей. «А в той церкви, — писал Патриарх царю, — срачица на престоле и покров на жертвеннике крашенинные, а у царских дверей нет завесы, нет у местных икон пелен, а у дьякона нет стихаря, нет паникадила и колоколов, а царские двери и местные иконы письма самого плохого». В ответ на жалобу царь подарил Никону недостающую утварь (и даже три небольших колокола).
Казенная палата Ферапонтова монастыря

Казенная палата Ферапонтова монастыря - это здание, примыкающее к воротам монастыря, представляет собой редкий пример каменного гражданского строительства XVI века. Подобных зданий сохранилось не так уж много не только на севере, но и по всей России, поскольку в то время «некультовые» здания предпочитали строить из дерева — выходило и дешевле, и быстрее, и, как считали тогда, здоровее.
На первом этаже казенной палаты находилось сушило. Второй был отдан под книгописную мастерскую. Также хранились здесь монастырские архивы и казна. Сейчас на втором этаже казенной палаты библиотека музея, а на первом — выставочное помещение.