Фрески Ферапонтова монастыря

На фото: Богоматерь на троне с Архангелами Гавриилом и Михаилом (роспись в конхе алтарной апсиды).

Славен Ферапонтов монастырь фресками выдающегося иконописца Дионисия. Он родился в середине XV века, был современником таких титанов живописи, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Ботичелли, Дюрер, и стал мастером столь же высокого ранга. Дионисий расписал фресками более десяти монастырей, но время было к ним жестоко. Много работ великого мастера погибло. Лишь Рождественский собор в Ферапонтово сохранил фрески Дионисия в неприкосновенном виде. В храме сохранилась надпись, по которой можно точно указать время начала работы над фресками — лето 1500 года.
Это время года было выбрано Дионисием не случайно. Фрески — техника сложная. Краски наносятся на сырую штукатурку, пока грунт еще не схватился и не начал сохнуть. Храмы в то время не отапливались, поэтому грунтовать стены можно было только весной и летом, при плюсовой температуре.
За день мастер мог покрыть росписью не более 6-9 квадратных метров стены. Сначала на штукатурку наносились контурные линии будущего рисунка; иногда их процарапывали острым предметом. Затем наносились основные цвета.
Для красок живописцы в то время брали только натуральные красители. Их давали травы и минералы. Возникало впечатление, что сама природа делилась своей палитрой с художником. По более темному фону наносились светлые штрихи — пробелы, с помощью которых подчеркивали складки одежд и черты лиц. Мастер должен был знать, какие краски после высыхания штукатурки посветлеют, а какие не изменят свой цвет.
Дионисий работал в Ферапонтово вместе со своими сыновьями — Феодосием и Владимиром. Это было радостное для него время. Он был многоопытен, но еще не стар.
На Руси только что была побеждена очередная религиозная смута, так называемая новгородско-московская ересь жидовствующих. Ее приверженцы считали, что надо отказаться от Евангелия, то есть отвергнуть всю историю, связанную с жизнью, смертью и вознесением Христа, и вернуться к Ветхому Завету Библии. Более того, они говорили, что для веры не нужны иконы. Человек должен слышать и видеть Бога лишь в своем сердце. Такие идеи ставили под сомнение саму профессию иконописца. Но православие удалось отстоять. Борец с ересью и основатель Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Волоцкий написал свое знаменитое «Послание иконописцу», в котором благословлял и вдохновлял русских художников. На страницах «Послания» Дионисий был назван «началохудожником живописания божественных и честных икон».
Фрески Ферапонтова монастыря в четыре ряда покрывают храмовые стены и своды, они стали настоящим гимном Евангелию и Богоматери. Главный сюжет целого ряда многофигурных композиций, которые так мастерски живописал Дионисий, — «Рождество Богородицы». Фигуры родителей Марии — Иоакима и Анны — немного вытянуты, отчего возникает впечатление благородства и возвышенности их образов. Вместе с тем они по-родительски ласкают свою дочь, и эти простые и глубокие чувства понятны каждому. В Москве, в Третьяковской галерее, можно взглянуть на иконы работы Дионисия — «Спас в силах» и «Распятие». В Русском музее хранится икона Дионисия «Сошествие во ад».
Даже в таком, казалось бы, мрачноватом сюжете ему не изменяет чувство праздника жизни, который прекрасно передают его краски, охряные, красные и зеленые тона.
И все же для того, чтобы погрузиться в мир ярких красок и емких образов мастера, почувствовать их магию, лучше самому побывать и полюбоваться на фрески Ферапонтова монастыря.