При строительстве Спаса-на-Крови применялись новейшие технологии своего времени

При строительстве Спаса-на-Крови применялись новейшие технологии своего времени

Торжественная закладка Собора Воскресения Христова состоялась б октября 1883 года, в присутствии митрополита Санкт-Петербургского Исидора и царствующей четы. Перед этим часть чугунного ограждения канала и плиты мостовой со следами крови венценосца сняли и перенесли на хранение в часовню Бенуа, перевезенную, в свою очередь, на Конюшенную площадь.

Возводился Воскресенский храм четверть века, причем главные трудности ждали строителей в начале работ, когда нужно было как можно тщательнее провести гидроизоляцию котлована — ведь здание предполагалось строить очень близко к воде.

Уникальный фундамент Воскресенского собора СПБ

При постройке применили ряд технических новшеств: так, впервые в петербургской строительной практике архитектор отказался от свайного фундамента и поставил собор на своеобразной бетонной «подушке». Выше подушки шла сплошная бутовая кладка на цементном растворе, а фундаменты под стенами выкладывались из путиловской плиты, особого рода известняка, добывавшегося в Путилове неподалеку от Петербурга. Стены были сложены из русского кирпича завода «Пирогранит» (удостоившегося за свою продукцию серебряной медали на Всемирной выставке в Париже), а облицованы зигерсдорфским кирпичом, который везли из Саксонии. На облицовку цоколя пошел гранит.

Кресты-громоотводы на куполах храма Воскресения Христова

Позаботился Парланд и о защите собора от молний: громоотводами служили кресты центральной главы и колокольни. Отопление сделали паровым. От двух котлов, расположенных в подвале, теплый воздух поступал в помещение храма по каналам, проложенным в стенах, а главный купол обогревали чугунные батареи.

Согласно проекту, храм Воскресения Христова имел электрическое освещение — модную и достаточно редкую новинку в то время. Специально для того, чтобы замена ламп в паникадилах не представляла особенной трудности, архитектор спроектировал систему лебедок, установленных на чердаке. К их тросам, спускавшимся через отверстия в куполах, подвешивалась люлька, с которой можно было также очищать мозаики от пыли и копоти. Кстати, о мозаиках: они выполнялись по эскизам известнейших тогдашних художников, работавших в «русском» стиле, столь любимом Александром III. Среди авторов мозаичного убранства интерьера и экстерьера собора можно назвать М.В. Нестерова, В. М. Васнецова, А. П. Рябушкина.

Колокола храма Спас-на-Крови

В июле 1897 года на центральную главу храма подняли крест, а в 1899 году на звоннице установили четырнадцать колоколов различной величины. Тринадцать из них были отлиты в Финляндии под присмотром протоирея Аристарха Израилева, большого знатока колокольных звонов, а четырнадцатый, самый большой, весом в 1010 пудов, приобрели на Нижегородской ярмарке еще в 1896 году. Колокола оставались на своих местах вплоть до января 1931 года, когда сделались добычей треста «Металлолом». Одним из последних штрихов, оформивших фасады собора, стало размещение на них 20-ти гранитных досок с выбитыми на них деяниями императора Александра II.


Саша Митрахович 14.02.2017 10:44

Читать предыдущую статью

Конкурс на проект возведения Воскресенского собора

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча