Строительство Воскресенского собора

Содержание:
На фото: первоначальный проект Воскресенского собора в Санкт-Петербурге.
То место на Екатерининском канале, где у ног императора Александра II взорвалась злосчастная бомба, ставшая причиной его смерти, быстро приобрело в глазах петербуржцев священное значение. Сразу были забыты толки об одинокой кончине императрицы Марии Александровны, о неприлично-скором венчании государя с Е.М. Долгоруковой. Гибель царя, поистине мученическая, окружила его память величественным ореолом.
Конкурс на проект возведения Воскресенского собора

Уже через день после трагической кончины императора Александра II городская дума столицы обратилась к Александру III с просьбой поставить на месте покушения 1 марта часовню или памятник. Все расходы предполагалось оплатить из городского бюджета.
Молодой император идею одобрил, но пожелал увековечить память отца постройкой храма. Часовню на Екатерининском канале все же поставили — но временную, деревянную. Спроектировал ее Л. Н. Бенуа, старший брат цитированного нами выше Александра Бенуа. Ежедневно в часовне, накрывшей собою то место на мостовой, что было забрызгано кровью государя, служились панихиды. Вокруг нее всегда лежали живые цветы.
Часовня на набережной простояла вплоть до закладки Воскресенского храма в 1883 году, после чего ее перенесли на Конюшенную площадь, а спустя несколько лет разобрали.
Почти тотчас после принятия решения о сооружении храма на Екатерининском канале был объявлен конкурс на лучший проект, причем чертежи полагалось подавать безымянными, чтобы авторитет автора не позволил комиссии склониться в его сторону.
К 31 декабря 1881 года, когда истекал срок конкурса, комиссия имела на руках 26 проектов. 8 из них были отобраны для представления императору. Но тому не понравился ни один из них. Александр III высказал пожелание, чтобы в храме воплотились черты церковного зодчества XVII века (тогда казавшегося наиболее «русским»), а также хотел особо отметить памятное место смертельного ранения своего отца внутри собора.
Повторный конкурс был стремительным. В течение месяца архитекторы — вновь анонимно — представили свои работы. На сей раз комиссия одобрила проект А. А. Парланда, составленный им в соавторстве с настоятелем Троице-Сергиевой Приморской пустыни архимандритом Игнатием (Малышевым). Император принял проект — но не безоговорочно, поставив необходимым условием его воплощения определенные доработки.
На этой же стадии было избрано посвящение храма-памятника Воскресению Господа нашего Иисуса Христа, предложенное архимандритом Игнатием. Но в народе закрепилось другое название храма - Спас на Крови.
При строительстве Спаса-на-Крови применялись новейшие технологии своего времени

Торжественная закладка Собора Воскресения Христова состоялась б октября 1883 года, в присутствии митрополита Санкт-Петербургского Исидора и царствующей четы. Перед этим часть чугунного ограждения канала и плиты мостовой со следами крови венценосца сняли и перенесли на хранение в часовню Бенуа, перевезенную, в свою очередь, на Конюшенную площадь.
Возводился Воскресенский храм четверть века, причем главные трудности ждали строителей в начале работ, когда нужно было как можно тщательнее провести гидроизоляцию котлована — ведь здание предполагалось строить очень близко к воде.
Уникальный фундамент Воскресенского собора СПБ
При постройке применили ряд технических новшеств: так, впервые в петербургской строительной практике архитектор отказался от свайного фундамента и поставил собор на своеобразной бетонной «подушке». Выше подушки шла сплошная бутовая кладка на цементном растворе, а фундаменты под стенами выкладывались из путиловской плиты, особого рода известняка, добывавшегося в Путилове неподалеку от Петербурга. Стены были сложены из русского кирпича завода «Пирогранит» (удостоившегося за свою продукцию серебряной медали на Всемирной выставке в Париже), а облицованы зигерсдорфским кирпичом, который везли из Саксонии. На облицовку цоколя пошел гранит.
Кресты-громоотводы на куполах храма Воскресения Христова
Позаботился Парланд и о защите собора от молний: громоотводами служили кресты центральной главы и колокольни. Отопление сделали паровым. От двух котлов, расположенных в подвале, теплый воздух поступал в помещение храма по каналам, проложенным в стенах, а главный купол обогревали чугунные батареи.
Согласно проекту, храм Воскресения Христова имел электрическое освещение — модную и достаточно редкую новинку в то время. Специально для того, чтобы замена ламп в паникадилах не представляла особенной трудности, архитектор спроектировал систему лебедок, установленных на чердаке. К их тросам, спускавшимся через отверстия в куполах, подвешивалась люлька, с которой можно было также очищать мозаики от пыли и копоти. Кстати, о мозаиках: они выполнялись по эскизам известнейших тогдашних художников, работавших в «русском» стиле, столь любимом Александром III. Среди авторов мозаичного убранства интерьера и экстерьера собора можно назвать М.В. Нестерова, В. М. Васнецова, А. П. Рябушкина.
Колокола храма Спас-на-Крови
В июле 1897 года на центральную главу храма подняли крест, а в 1899 году на звоннице установили четырнадцать колоколов различной величины. Тринадцать из них были отлиты в Финляндии под присмотром протоирея Аристарха Израилева, большого знатока колокольных звонов, а четырнадцатый, самый большой, весом в 1010 пудов, приобрели на Нижегородской ярмарке еще в 1896 году. Колокола оставались на своих местах вплоть до января 1931 года, когда сделались добычей треста «Металлолом». Одним из последних штрихов, оформивших фасады собора, стало размещение на них 20-ти гранитных досок с выбитыми на них деяниями императора Александра II.