Спасо-Преображенский храм Воротынского монастыря

Облик главного храма Спасо-Воротынского монастыря прост и в то же время монументален. Это воплощенный архитектурный аскетизм, характерный для Древней Руси. И сохранение храма на Калужской земле действительно можно считать чудом. О художественной ценности этого собора и всего монастырского ансамбля Спас-на-Угре заговорили еще в императорской России.
Спасо-Преображенский храм внутри

Внутри Спасо-Преображенский храм характерен для современных ему шатровых храмов России. Основной объем бесстолпный, внутреннее пространство его едино (так что деление фасадов пилястрами и фальшзакомары, как бы отсылающие к древнерусским крестовокупольным храмам, здесь — чисто внешняя атрибутика).
Расположенные асимметрично по трем стенам, кроме восточной, где находится иконостас, оконные проемы наполняют здание необходимым дневным освещением. Вместе с тем света внутри храма не в переизбытке: умеренность — золотое правило древних зодчих. Для каменных шатровых храмов характерно последовательное сужение кверху раскрытых во всю высоту объемов: четверик — восьмерик — сужающийся шатер, замкнутый небольшим подкупольным барабанчиком. При правильном оформлении (роспись и убранство не должны вступать в конфликт с этим приемом!) эффект получается головокружительный.
Отметим в скобках, что хотя русские каменные шатровые церкви по устоявшемуся мнению имели свои истоки в народном деревянном зодчестве, подобный архитектурно-художественный прием «сужения интерьера кверху» в дереве не применялся! Там шатровые конструкции практически всегда отделялись от внутреннего объема собственно храма потолком, выполнявшим заодно функции расписного «неба». А вертикальной игрой интерьерных объемов славились отнюдь не шатровые, а ярусные деревянные храмы.
Так или иначе, сейчас в интерьерах Спасо-Преображенской церкви полным ходом идут реставрационные работы, поэтому оценить все вышеперечисленное довольно трудно — слишком часто приходится, что называется, «включать воображение». Однако, судя по опыту других монастырских построек, можно надеяться, что вскоре паломники смогут лицезреть внутреннее убранство церкви во всем его великолепии.
Обязательно рекомендуем заглянуть внутрь трапезного Введенского храма, чтобы посмотреть, что уже сделано и что можно будет увидеть в Преображенском храме (если предположить, что интерьеры обеих церквей будут исполняться в схожей манере). Очень любопытно колористическое сочетание спокойных охристых тонов фигур и несколько романтического пастельно-голубого цвета фона. Росписи сделаны заново во время реставрации храма в XXI веке; хочется отметить, что современные изографы, что называется, «вошли в резонанс» с древними зодчими, фрески прекрасно стилизованы и смотрятся очень органично.