Спасо-Преображенский монастырь Ярославль

Содержание:
С Московского моста в Ярославле открывается замечательный вид на Спасо-Преображенский монастырь, старейший из монастырей Ярославля. Вот его краткое «досье» из «Прогулки по Ярославлю» (1912) П. Критского:
«Спасский монастырь в летописях упоминается еще в начале XIII столетия; окружающие его стены выдержали осаду поляков в Смутное время. Древнейшая в нем церковь построена после пожара в 1516 году, украшена живописью в 1563 году; поновление ее в 1781 году не стерло следов древности. В архиерейских покоях останавливался царь Михаил Феодорович в 1613 году (с 21 марта по 16 апреля), ехавший после избрания на царство из Костромы в Москву. В ризнице монастыря богатая коллекция старопечатных книг, древних рукописей и монет, драгоценных облачений, посуды, утвари и пр.; есть рукописи XIII—XIV веков, Евангелие, писанное на пергаменте. Здесь найдено в 1795 году „Слово о полку Игореве“».
Уже этих строк достаточно для того, чтобы проникнуться уважением к древней иноческой твердыне. Да, действительно, Спасо-Преображенский монастырь впервые упоминается в летописях в XIII веке, а существует, судя по всему, с XII-го. И — да, именно здесь нашли «Слово о полку Игореве», бессмертный памятник древнерусской литературы.
Основание Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле

Ярославль, основанный в XI веке Ярославом Мудрым как небольшой острог на стрелке Волги и Которосли, успел до монгольского разорения и разрастись, и расцвести. Во второй половине XII века близ важнейшей переправы через Которосль возник Спасский монастырь, который в течение ближайшего столетия был одновременно и обителью, и крепостью, и школой (в нем функционировало первое в Северо-Восточной Руси училище, в 1214 году переведенное в Ростов; существовала и богатейшая библиотека с русскими и греческими рукописями). Кроме того, здесь находили последнее пристанище ярославские князья. В частности, именно в Спасском монастыре были погребены князья Федор, Давид и Константин, канонизированные в XV веке.

В 1216—1224 годах, при князьях Константине и его сыне Всеволоде, в монастыре вырос первый каменный храм — Спасо-Преображенский. Он до наших дней не дошел, «рассыпавшись» после пожара 1501 года, и судить о его облике можно лишь по археологическим находкам, которые предлагают представлять храм как трехапсидный крестово-купольный. Строительным материалом служила плинфа, украшением — белокаменные барельефы.

В 1218 году близ строящегося Спасского собора возвели небольшую Входоиерусалимскую церковь, она также не дошла до нас. На ее месте теперь стоит церковь Ярославских чудотворцев Феодора и чад его Давида и Константина, построенная в 1827—1831 годах.
Существующий ныне Спасский собор сооружен в 1506—1514 годах мастерами великого князя Василия III на фундаментах XIII века. Образцом для него послужил Архангельский собор Московского Кремля. Несколькими десятилетиями позднее были возведены трапезная палата с Рождественской церковью, звонница (в XIX веке ее увенчала надстройка в ложноготическом стиле) и каменная ограда, превратившая монастырь в самый укрепленный участок города.
Спасо-Преображенский монастырь в Смутное время
Каменные стены весьма пригодились обители в 1609 году, когда ее осадили интервенты. Осада оказалась безуспешной, а в 1612 году монастырь увидел под своими стенами другое войско — Второе ополчение, предводительствуемое князем Пожарским. От Спасского монастыря начался его путь к Москве.
Конечно, Смутное время и осада 1609 года не поспособствовали украшению монастыря. Хотя он не был взят, но его ограда пострадала довольно сильно, и ее отстроили заново, сделав еще более мощной. Впрочем, «боевого крещения» ей пережить так и не пришлось; теперь она имела главным образом символическое значение — и декоративное, конечно. В «Книге Большому чертежу» (1627) монастырь охарактеризован так:
«Подле городя Ярославля на берегу Которосли монастырь Всемилостивого Спаса: строение церковное и келии и град — все каменное гораздо стройно».

Семинария Спасо-Преображенского монастыря
В 1747 году митрополит Ростовский Арсений (Мациевич) открыл в монастыре славяно-латинскую семинарию. Преподавались здесь преимущественно богословские дисциплины, а также языки — латинский, древнегреческий, немецкий, английский и французский (преподавание новых языков введено в XIX веке). Первоначально в семинарию принимали только мальчиков из духовного сословия, но так как она являлась чуть ли не единственным учебным заведением в городе, то скоро поповичам пришлось потесниться на своих лавках: в классы пришло юношество из других чинов и званий.
Семинария располагалась в Спасском монастыре (с 1787 года являвшемся архиерейским домом) до 1875 года, когда переехала в особое здание. В 1918 году учебное заведение, естественно, закрыли.
Монастырь в советское время
Что касается ансамбля Спасо-Преображенского монастыря, то он в советскую эпоху оказался в привилегированном положении сравнительно с другими подобными ансамблями. В нем находился (и находится сейчас) музей, его неоднократно реставрировали. Как сказано в советском путеводителе:
«судьба монастырских построек оказалась более удачной, чем собора в кремле. Сохранившиеся и восстановленные, они являются сегодня единственными в Ярославле монументальными памятниками XVI века».
Это великолепный образец древнейших православных храмов Ярославля.
Спасо-Преображенский монастырь Ярославля краткая история

Спасо-Преображенский монастырь был основан в XII веке и со временем стал духовным, культурным и экономическим центром Ярославля. Находясь у переправы через реку Которосль, обитель также выполняла и серьезную оборонительную функцию.
В 1216 году именно там открылось первое в Северо-Восточной Руси духовное училище (оно просуществовало в монастырских стенах всего несколько лет, после чего переехало в Ростов).
Известно, что в обители имелись Спасо-Преображенский собор и небольшая церковь в честь Входа Господнего в Иерусалим.
Уже в начале XIII века в монастыре имелась солидная библиотека. Братия активно занималась переписыванием различных книг.
В 1501 году пожар существенно повредил многие монастырские постройки, в том числе и собор, после чего его возвели заново, взяв за образец соборы Московского Кремля.
Новый храм украсили фресками, которые считаются древнейшими в Ярославле памятниками настенной живописи. Только представьте - они создавались во времена Ивана Грозного, так же как и фрески Успенской обители в Свияжске. Других примеров от той эпохи не известно!
Монастырь был интересен еще и тем, что для его соборного иконостаса образа писались не только местными мастерами, но и московскими, причем часть из них сохранилась до наших дней!
Сам Иван Грозный очень любил Спасо-Преображенский монастырь. Он часто приезжал сюда помолиться, часто одаривая обитель селами, деревнями, рыбными ловлями и соляными варницами, освобождая от налогов и обеспечивая ей судебный иммунитет.
В Смутное время монастырь выдержал неприятельскую осаду, которая длилась почти месяц, и отсюда же отправлялись освобождать Москву ополченцы Минина и Пожарского.
Сюда по дороге в Ипатьевский монастырь заезжал Михаил Романов, и отсюда же он отправил согласие на престол.
В середине XVIII века в стенах Спасо-Преображенского монастыря распахнула свои двери Ярославская духовная славяно-латинская семинария - таких в то время в нашей стране практически не было. А к концу столетия обитель преобразовали в архиерейский дом - тогда кафедра владыки переехала из Ростова в Ярославль.
А в 1790-х годах А. И. Мусин-Пушкин в настоятельской библиотеке обнаружил текст «Слова о полку Игореве».
После революции реставрацией монастыря занимался П. Д. Барановский. Потом здания восстанавливали в 1950-х годах. В наше время его тоже регулярно поновляют, правда, сейчас бывшая монастырская территория принадлежит Ярославскому государственному историкоархитектурному и художественному музею-заповеднику.