Святой Павел Таганрогский

Святой Павел Таганрогский

Содержание:

С церковным прославлением блаженного Павла Таганрогского «своего» святого обрел не только Никольский храм, но и весь Таганрог. «Мой куст никогда не будет пуст», — говаривал старец. Его слова сбылись.


Святой Блаженный Павел Таганрогский был обычным мирянином, причем дворянского происхождения. Святые, прославленные в лике блаженных и праведных (такие, например, как Ксения Петербургская или Симеон Верхотурский), часто пользуются особой любовью верующих, потому что кажется, будто их отделяет от нас гораздо меньшее расстояние, чем святых из священнослужителей.

Однако достичь святости, оставаясь мирянином, — великий подвиг, и совершить его способны люди, отличающиеся совершенно особым смирением и непомерной любовью к ближним. Таков и наш герой. Блаженный Павел скромно жил недалеко от Никольской церкви Таганрога и был ее прихожанином, причем в не какие-то незапамятные времена, а всего лишь полтора века назад, но ныне его образ, значение которого с годами явным образом вырастает, приобрел в Таганроге черты почти мифические.

Странник Павел Таганрогский

Полное имя блаженного Павла — Павел Павлович Стожков; родители назвали мальчика при рождении в честь святителя Павла Исповедника. Он появился на свет в 1792 году в городе Кролевце Черниговской губернии (сейчас это Сумская область Украины).

Черниговская земля — одна из колыбелей русской цивилизации; в самом Чернигове до наших дней сохранилось пять домонгольских храмов. Здесь чувствуется особый дух православия, который, как кажется, в этих местах был меньше искажен жестоким XX веком, нежели во многих других уголках бывшей Российской империи.

Павел вырос в глубоко верующей семье. Этот факт — вкупе с местом рождения и возрастания — имел, вероятно, немалое значение в деле его внутреннего самоопределения, хотя, разумеется, всей судьбы святого этим не объяснишь.

Необычен сам жизненный путь, который избрал дворянский сын, — дворяне все-таки, в массе своей, предпочитали более «светские» варианты: как правило, военную или гражданскую службу. Однако для Павла, находившегося в состоянии молитвенного горения, соблазны дворянской жизни не играли никакой роли. Как заключил еще блаженный Августин, сам по себе человек не способен на веру, ее ему дает только Бог, и Павел, возможно, осознав это, всю свою жизнь посвятил служению Богу в благодарность за этот дар.

Иконы и свечи в домике старца Павла в Таганроге

Уже в 25 лет он с благословения отца раздал доставшуюся ему часть имения, отпустил на волю крестьян, а сам отправился в долгое паломничество по русским монастырям. Странствовал он ни много ни мало десять лет, и за это время вовсе забыл о своем дворянском происхождении, жизнь вел самую простую, а говорить стал на малороссийском наречии, что было не характерно для русскоязычных украинских дворян. Именно таким, по виду — малороссийским крестьянином, пришел он на четвертом десятке своей жизни в приморский Таганрог и остался там навсегда. Десятилетнее странствие Павла, очевидно, дало ему то, что он искал, и Господь привел его в город, который нуждался в своем святом.

Таганрогская община Павла

В Таганроге Павел поселился в землянке, подобно местным отчаянным беднякам, но укрыться от любопытных глаз не сумел, и по городу поползли слухи о духоносном пришельце. К святому стали приходить люди, кто — из любопытства, а кто — из искренней потребности в духовной беседе, и постепенно вокруг него сформировалась община почти монастырского типа, хотя пострига ни сам старец, ни его «послушники» (среди них были и женщины) не принимали.

«Подворье» блаженного Павла в ТаганрогеПавловская община вместе с блаженным несколько раз меняла место своего обитания. Пока Павел был силен и здоров, он много и изнурительно работал в порту и на других тяжелых работах, при этом почти все свободное время посвящая молитве.

К старости подступила слабость, и он оставил физические труды, поселившись в глинобитном домике у домовладельца Ефима Смирнова. Бытовые условия везде, где он жил, оставались неизменно простыми и скромными.

Каждый день рано утром святой отправлялся на литургию, захватив с собой маленькую скамеечку, чтобы поправлять лампады, и белое полотенце, чтобы вытирать иконы. После храма шел на базар, где у него была своего рода «приемная» — там старец общался с таганрогским людом, утешал страждущих и давал наставления. Ночи же проводил в коленопреклоненной молитве в своей келье.

В настоящее время келья старца Павла превращается в музей и духовно-просветительский центр при Никольской церкви; к концу 2015 года в ней собираются окончательно восстановить обстановку, максимально приближенную к той, какой она была при земной жизни блаженного.

Часть дома, или «подворья», как теперь именуют это место, а именно комната, где жил сам старец, и соседняя с ней превращены в часовню, там — множество икон, перед которыми горят свечи в горшках с песком (так было и при старце), на аналое лежит раскрытый старинный молитвенник. В келье сохранилась узкая деревянная скамья, служившая старцу ложем.

В других комнатах жили члены сформировавшейся вокруг Павла общины во главе с послушницей Марией, деревенской девушкой, которая однажды пришла к святому с вопросом, идти ли ей замуж или в монастырь, да так и осталась при нем навсегда.

Жизнь общины отличалась крайним аскетизмом. Старец, ведший строгую жизнь молитвенника и постника, не давал поблажек тем, кто окружал его. Общинники питались простой постной пищей и посвящали многие часы молитве. Однако это не было абсолютно герметичное образование, никак не сообщавшееся с «внешним» миром; напротив, последователи старца старались быть «социально»-активными — как могли помогали нуждающимся, утешали попавших беду, выхаживали больных. Много они делали и для благоустроения таганрогских храмов.

Келья старца Павла и Деревянная скамья, служившая старцу Павлу ложем.

В этом же домике святой мирно отошел ко Господу в 1879 году, причастившись перед этим у своего духовника отца Дамиана. Таганрогский священник Василий Бандаков на следующий день засвидетельствовал, что видел в ту ночь ангелов, несших на небо с радостным пением святую душу. На вопрос батюшки, чья это душа, с небес раздался голос: «Эта блаженная душа есть душа Павла Павловича». До прославления Павла Стожкова в лике блаженных оставалось еще 120 лет.

После кончины старца Павла община продолжала существовать и благодаря помощи состоятельных покровителей смогла сохранить практически неизменной обстановку жилища святого. Советская власть не обращала большого внимания на неприметную келью, и после десятилетий забвения она снова приобретает первозданный вид.

Святые Русские.


Саша Митрахович 30.01.2018 10:10

Мощи Святого Блаженного старца Павла Таганрогского

Мощи Святого Блаженного старца Павла Таганрогского

На фото: Икона святого блаженного Павла Таганрогского в Никольском храме.

Святой Павел Таганрогский, живший неподалеку от Никольского храма в небольшой келье, скончался в 1879 году. Его похоронили на старом городском кладбище, где вскоре над могилой святого возвели небольшую часовню. К тому времени старец был известен не только в Таганроге, но и в окрестных губерниях, откуда — еще при его жизни — многие приезжали к нему за советом и утешением.

Знавшие старца Павла не сомневались, что рано или поздно он будет канонизирован, однако за остававшиеся до революции четыре десятилетия этого не произошло, хотя вопрос обсуждался, но дальше обсуждения дело не продвинулось.

Дары прозорливости и исцеления святой обрел при жизни, поэтому недостатка в формальных поводах для прославления не было. В Таганроге зародилось местное «неофициальное» почитание старца, еще не причисленного к лику святых, которое продолжалось, по большей части тайно, и в советские годы. Возможно, такая «задержка» уберегла мощи блаженного от поругания и уничтожения — всю советскую эпоху они мирно покоились на кладбище, и властям не к чему было придраться — святой Павел не являлся даже священнослужителем, поэтому формально его могила оставалась простым захоронением таганрогского горожанина.

Рака с мощами старца Павла Таганрогского в Никольском храме

Святые останки пережили богоборческие годы; торжественно обрели их и перенесли в Никольский храм уже в новейшее время. Случилось это жарким летним днем 20 июня 1999 года, после того как состоялась долгожданная канонизация таганрогского праведника. Так исполнилось предсмертное пророчество святого, который говорил:

«Понесли Павла на могилу, а с могилы да в собор».

Стоял ясный и солнечный день, однако при перенесении мощей вокруг стоявшего в зените солнца образовался радужный круг — его могли видеть все в течение примерно часа. А потом набежали небольшие облака, принявшие над храмом форму креста. Свидетели также отмечали удивительно сладкий вкус воды, которую раздавали присутствующим, дабы уберечь их в знойный день от обезвоживания организма, — обычно вода в приморском Таганроге, где нет большой реки, жесткая и невкусная.

С тех пор мощи блаженного пребывают в Никольском храме и доступны для поклонения всем прихожанам, паломникам и просто путешествующим. Рядом с ними — большая икона старца Павла, перед которой никогда не гаснут свечи. В настоящее время готовится общецерковное прославление блаженного Павла Таганрогского.


Саша Митрахович 30.01.2018 12:11
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча