Тихон Задонский святитель и чудотворец

Содержание:
Тихон Задонский, святитель, крупнейший православный просветитель XVIII века, епископ Русской Православной Церкви. Память святителя Тихона Задонского совершается 13 июля (1 августа) и 13 (26) августа.
Детство Тихона Задонского
Будущий святитель Тихон Задонский родился в Валдайском уезде Новгородской губернии. При рождении его нарекли Тимофеем. Вскоре отец, служивший дьячком в местной церкви, умер, и на попечении матери остались шестеро детей.
Старший брат святителя Тихона Задонского пошел служить в церковь, еще один был взят на военную службу. Остальные дети были вынуждены сами добывать пропитание. Много позже святитель так вспоминал свое детство: «Я у богатого мужика, во весь день, бывало, бороню пашню, чтобы только богатый мужик хлебом накормил».
В какой-то момент мать дошла до такого отчаяния, что, наконец, решилась, отдать Тимофея на воспитание знакомому ямщику, который давно ее об этом просил. И вот, когда уже она вместе с сыном отправилась в путь, по дороге догнал ее самый старший из сыновей - тот самый, который пошел по стопам отца и избрал служение Богу. Упал он на колени и стал молить оставить Тимофея в семье:
«Ведь если вы отдадите его ямщику, он ямщиком и станет! Уж лучше я с сумой по миру пойду! Постараемся обучить его грамоте, и он, может, к какой церкви в дьячки или пономари определится».
Живя в нищете, Тимофей не озлобился, не стал жадным до денег, а только привык упорно трудиться и всю жизнь старался помогать нищим и страждущим.
Учеба и постриг святителя Тихона Задонского
Когда Тимофею исполнилось 14 лет, старшие братья устроили его в Новгородскую духовную славянскую школу под фамилией Савельев. Мать поехала провожать его и там, в Новгороде, умерла. Стипендии Тимофею не досталось, и он продолжал браться за любую поденную работу.
Одноклассники, дети из состоятельных семей, смеялись над нищетой Тимофея, но тот целенаправленно воспитывал в себе незлобивость и всегда старался прощать обидчиков. Закончив школу в числе лучших, он был зачислен в духовную семинарию - на казенное содержание. Там и фамилию ему присвоили новую - Соколовский. Но бедность не оставляла семинариста: нередко он продавал половину своей дневной порции хлеба, чтобы купить свечу и книги, а вместо того, чтобы веселиться с другими учениками, читал тихонько, примостившись за печкой.
Вскоре, однако, прилежание было вознаграждено: Тимофею предложили преподавать греческий язык, а после окончания учебы - еще риторику и философию. Появились деньги, но жениться он не пожелал. Все свободное время он по-прежнему посвящал чтению богословских книг, зачастую даже в ущерб ночному сну. При этом биографы отмечали, что по характеру будущий святитель Тихон Задонский был человеком очень добрым и сердечным, ученики неизменно его любили, а начальники - уважали. Но карьера не очень интересовала Тимофея. Он начал подумывать о монашеском постриге, и вскоре произошли два события, укрепившие его в таком решении.
Однажды Тимофей Соколовский приехал на каникулы в Александровский монастырь. Поднялся на колокольню, чтобы полюбоваться открывавшимися видами, облокотился на перила. Вдруг деревянная конструкция обрушилась вниз, а неведомая сила отбросила молодого человека назад, на каменный пол колокольни.
Второй случай описан в книге «Святая обитель веры и покаяния», изданной к четырехсотлетию Задонского Рождество-Богородицкого монастыря:
«В бытность учителем Тимофей любил по ночам предаваться богомыслию. Как-то ночью выйдя на крыльцо, он, глядя на усыпанное звездами небо, размышлял о вечном блаженстве. “Вдруг небеса разверзлись, и там такое сияние и светлость, что бренным языком сказать и умом понять никак невозможно, но только сие было кратко. И я от того чудного явления более горячее желание возымел к уединенной жизни”, -вспоминал святитель Тихон».
Служение Тихона

Через год после описанных событий, в 1759 году, иеромонах Тихон получил новое назначение - на должность инспектора Новгородской духовной семинарии. А потом на несколько лет его отправили в Тверскую епархию. Там, уже будучи архимандритом, он стал наместником Желтикова монастыря и руководил Тверской духовной семинарией, где преподавал богословие (кстати, лекции он читал, вопреки заведенным правилам, не по-латыни, а по-русски). Кроме того, в своем преподавании он основывался не на сухих схоластических выкладках, а на учении святых отцов,старался, чтобы эти знания студенты в своей жизни принимали за основу.
Можно сказать, что благодаря своему прилежанию святитель Тихон Задонский стремительно поднимался по служебной лестнице - вошел в состав духовной консистории, заслужил епископский сан, хотя сам мечтал удалиться в какой-либо пустынный монастырь и проводить свою жизнь в уединении. Но вместо этого 37-летнему владыке поручили управлять Новгородским Хутынским монастырем. А через год велели возглавить Синодальную контору, которая должна была принимать участие в коронации Екатерины II. И здесь владыка Тихон зарекомендовал себя с лучшей стороны, поэтому, когда императрице пришлось решать, кого назначить на Воронежскую кафедру, она без колебаний отмела все рекомендованные ей кандидатуры и назначила епископом Воронежским викария Новгородского.
Святитель Тихон в Воронеже
Должность епископа Воронежского стала для владыки Тихона испытанием. Воронежская епархия была огромной по своей территории и весьма разнородной по составу населения. Состоятельные граждане придерживались вольнодумных идей французских энциклопедистов и атеизма. Низшие слои населения тяготели к расколу и язычеству. А большинство священников были крайне необразованными. Да и сама епархия была одной из самых бедных в Российской империи. Архиерейский дом давно развалился, собор обветшал, все колокола были разбиты.
Поэтому руководство Воронежской епархией Тихон начал с восстановления духовной семинарии и школ. Он справедливо считал, что моральное состояние паствы напрямую связано с образованностью пастырей. Между прочим, возрожденная Тихоном семинария стала культурно-просветительским центром Воронежа. Туда принимали вне зависимости от сословия, поэтому ее выпускники со временем становились не только священниками, но также учителями и чиновниками. При этом владыка лично контролировал учебный процесс, нередко посещая занятия и направляя обучение в нужное русло. Студентам из бедных семей владыка старался по возможности помогать - он слишком хорошо помнил свои ученические годы, проведенные в полной нищете.
При владыке Тихоне в кафедральном Благовещенском соборе стали проводиться регулярные катехизические поучения для народа. Необходимо было искоренить огромное количество языческих верований, которых в Воронежской епархии традиционно придерживались. Например, там были очень популярны гулянья, прославлявшие Ярилу. Раскидывался ярмарочный шатер, можно было наблюдать неистовые пляски шутов, вслед за которыми бесновалась и бесчинствовала пьяная толпа. Так вот, на такой праздник в 1765 году пришел Тихон Задонский. Его речь была столь пламенна, что толпа вмиг протрезвела, разнесла балаган и тут же покаялась.
Но энергичные люди часто вызывают раздражение окружающих. Так произошло и с владыкой. Со временем местное духовенство стало противиться его реформам. К тому же здоровье Тихона сильно ухудшилось, и он попросил об отставке. Сначала владыка удалился в Спасо-Преображенский Толшевский монастырь недалеко от Воронежа. Но настоятель обители был недоволен присутствием Тихона. Да и сырой климат в той местности не шел владыке на пользу. И он был вынужден перебраться в Богородицкий монастырь на высоком берегу Дона.
Тихон в Задонском монастыре

Поселившись в Задонском монастыре, владыка Тихон не стал менять свой распорядок дня. Спал он не более четырех часов в сутки, главным образом, днем. По ночам читал. Днем ходил на службы, пел на клиросе, занимался тяжелым физическим трудом. Никогда не позволял ухаживать за собой. По отношению к другим оставался таким же незлобивым, как и раньше. «Прощение лучше мщения», - уверял Тихон. Почти всю свою пенсию он раздавал нуждающимся.
При этом владыка нередко подвергался искушениям - он постоянно сомневался, мучился плотскими помыслами, предавался помыслам превозношения и уныния. Изо всех сил сопротивлялся им, когда слышал в свой адрес оскорбления, твердил себе, что заслужил их. Известно, что однажды, чтобы загасить бушевавшее внутри него пламя, он прямо во время службы вложил руку в пламя свечи. А в другой раз, в тот момент, когда владыка, прогуливаясь по монастырю, стал мысленно превозносить себя, к нему подбежал местный юродивый, дал ему пощечину и шепнул на ухо: «Не высокоумь!»
Смерть Тихона Задонского
За три года до своей смерти - в 1779 году - святитель Тихон Воронежский Задонский удалился в затвор и не выходил из своей кельи.
Кончина святителя была мирной, причем он знал день, в который отойдет ко Господу. Он с миром почил о Господе в воскресенье, 13 августа 1783 года и был погребен в Задонском Рождество-Богородицком монастыре, в склепе под алтарем соборного храма. В 1845 году были обретены мощи святителя Тихона, оставшиеся нетленными, и вскоре на них начали происходить многочисленные чудеса, о которых было немало свидетельств. И в 1861 году Тихон Задонский был причислен к лику святых.
Память святителя Тихона Задонского совершается 13 июля (1 августа) и 13 (26) августа.
Молитва святителю Тихону Задонскому чудотворцу, епископу Воронежскому
О всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски на земли пожив, ты яко ангел благий явился еси и в давнем твоем прославлении: веруем от всея души и помышления, яко ты, благосердый наш помощнике и молитвеннике, твоими неложными ходатайствы и благодатию, от Господа обильно тебе дарованною, присно способствуеши нашему спасению. Приими убо, ублажаемый угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающего нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго; потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас грешных и недостойных рабех Своих (имена), да уврачует Своею благодатию неисцеленныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениих наших, и да избавит ны от вечных мук и огня геенскаго; всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся со Ангелы и со всеми святыми славити и воспевати всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.