Тимофей Медведев - живописец из Тейкова, биография

Тимофей Медведев - живописец из Тейкова, биография

Не каждый в наши дни знает, где находится Тейково. Не каждый знает, что ныне это город Ивановской области, с тридцатью пятью тысячами человек населения. И уж совсем немногим известно, что в начале XIX века тейковские мастера-живописцы были на хорошем счету даже в столичном Санкт-Петербурге.


Старший, и, пожалуй, самый известный из братьев Медведевых, Тимофей, родился в 1776 году в селе Тейкове (ныне город Тейково Ивановской области). Его младших братьев звали Епифан и Василий. Родители будущих художников были крепостными, а само село принадлежало Петру Татищеву.

О многих деталях биографии Тимофея Медведева мы можем лишь догадываться, так как сохранившиеся сведения о художниках крайне скупы. Так, рисовать братья, судя по всему, учились у кого-то из местных мастеров, а потом организовали семейную артель. После женитьбы Тимофея братья, видимо, отправились в Углич, где и обосновались на некоторое время. Известно, что семейным приходом у них была церковь апостолов Петра и Павла. В ней же Тимофей и начал работать. Вскоре он овдовел, оставшись с маленькой дочкой на руках. А через год снова женился...

Среди других угличских храмов, расписанных Медведевым, — Спасо-Преображенский собор. Современные специалисты так оценивают творчество художника:

«Какими бы необычными и даже “неканоническими” не казались нам росписи Спасского собора, их стиль соответствует тем требованиям, которые наиболее образованная часть русского общества начала XIX века предъявляла к религиозному искусству. Росписи Спасского собора Углича — важный памятник, свидетельствующий о распространении основ столичной культуры среди мастеров и заказчиков русской провинции».

При этом заметно, что провинциальные мастера были неплохо знакомы с западной религиозной живописью (надо полагать, преимущественно по гравюрам) и не считали зазорным эксплуатировать однажды найденные мастерами Возрождения композиционные приемы — то есть, попросту говоря, копировать их. Например, главная храмовая композиция «Преображение» — это парафраз одноименной работы Рафаэля Санти. Невольно «поучаствовали» в росписях Преображенского собора также Гвидо Рени, Доменикино и Гверчини.

Конечно, нельзя сказать, что Тимофей Медведев со товарищи были «чистыми» копиистами. Они многое меняли в композициях итальянцев, отказывались от подчас специфической трактовки сюжетов, свойственной католицизму (и это, кстати, показывает их известную богословскую грамотность), самостоятельно осуществляли подбор цветовых решений.

В городских архивах сохранились отметки, что художнику за работу в Спасо-Преображенском соборе заплатили на целую тысячу рублей меньше, чем обещали: изначально речь шла о пяти тысячах, а на руки мастер получил чуть меньше четырех. Однако изограф не обиделся — потом он расписал в Угличе еще несколько церквей, например храм Успения на Торговой площади и зимний Богоявленский собор. Росписи Медведева сохранились и в церкви святого царевича Дмитрия «на поле». Она — единственная не закрывавшаяся даже в советское время, и ее иконы регулярно реставрировались и поновлялись.

Позже братья Медведевы работали в различных городах Ярославской губернии. В самом Ярославле они расписывали Тихоновскую церковь, а в Демидовском училище создавали аллегорические композиции на темы науки и искусства. Отметилась семейная артель и в Ростове Великом... Росписи Тимофей с братьями выполняли в «греческом стиле», владели фресковой живописью, жадно впйтывая новые веяния. Они были в йурсе столичных тенденций — не случайно же «за искусство в художестве» Медведев-старший получил серебряную медаль второй степени.

Известно, что пробовал себя Тимофей Медведев и в портретном жанре. В частности, в 1825 году он написал портрет некоего А. Ф. Полушина. Вот только, к сожалению, никто теперь не знает, уцелели ли его полотна, и если уцелели, то где они находятся. А ведь заказов у артели Медведевых наверняка хватало: в то время, когда они работали в Угличе и Мышкине, дворяне, в том числе столичные, активно занимались перестройкой и обновлением по последней моде своих усадеб и имений.

В конце концов, слава о Тимофее Медведеве дошла до Санкт-Петербурга. Знал о нем и архитектор В. П. Стасов, занимавшийся в то время отделкой Смольного собора, и пригласил «знаменитого по епархии живописца» расписывать этот барочный храм. По замыслу архитектора, роспись должна была имитировать лепные кессоны на сводах церкви. Примерно в это же время (около 1834 года) Тимофей Медведев участвовал и в росписи Троице-Измайловского собора в Санкт-Петербурге.

Последние его атрибутированные работы относятся к первой половине 1840-х годов, это росписи двух ярославских церквей.

Тимофей Медведев - хоть и малоизвестная, но выдающаяся личность России, он оставил несмываемый след в истории живописи России.


Саша Митрахович 19.05.2017 15:46
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча