Томск архитектурная прогулка по старому городу

Томск архитектурная прогулка по старому городу

Томский острог, а позже Богородице-Алексиевский монастырь, переехавший с первоначального места, расположились поблизости от речки Ушайки, впадающей здесь в Томь. Ныне это — центр города. Отсюда он рос на север, юг и восток. На запад не рос — там его естественную границу обозначила Томь. Ушайка и в наши дни делит Томск на две почти равные половины — северную и южную.

Проспект Ленина — главная магистраль Томска, «пронзающая» город насквозь на протяжении восьми километров. Выходим на проспект возле устья Ушайки и держим путь на юг, очарованно разглядывая почти полностью сохранившуюся здесь дореволюционную застройку.

По бывшей Почтамтской

Когда-то нынешний проспект Ленина делился на три части, с названиями которых постоянно возникала путаница из-за множественных переименований. Участок от набережной реки Ушайки до Новособорной площади, с 1867 года был Миллионной улицей, ибо именно здесь жили томские «миллионщики» (Горохов, Асташев, Филимонов, Попов, Сосулин). «Впоследствии, — сообщает справочник 1912 года, — все эти миллионеры сошли со сцены, разорившись и потеряв свое состояние. Улицу эту стали называть Почтамтской, по открытой здесь, против дома Сосулина, Почтовой конторе». По бывшей Почтамтской сейчас и будем гулять.

Бывший доходный дом товарищества «А. Второв и сыновья»В самом ее начале (а точнее, в конце, если ориентироваться по нумерации зданий) нельзя не обратить внимания на внушительное здание бывшего доходного дома товарищества «А. Второв и сыновья» 1903— 1905 годов постройки, двумя своими крыльями выходящего на переулок Батенькова (бывший Благовещенский) и проспект Ленина (№111). Уроженец Костромской губернии, А. Ф. Второв в 1862 году переселился в Иркутск и к концу XIX века, когда он перебрался в Москву, превратился в крупнейшего торговца текстилем в Сибири.

Отделения организованного Второвым товарищества работали во многих сибирских городах — от Екатеринбурга до Читы. В том числе и в Томске. В здешнем здании, построенном архитектором В. Сухоровским в добравшемся тогда и до сибирской окраины стиле модерн, вполне отразился размах деятельности крупнейшего торгового воротилы Сибири. На первом этаже дома до революции размещался «Пассаж» Второва, на втором — номера фешенебельной гостиницы «Европа», лучшей в Томске, и одноименный ресторан. Удобство второвских «хором» оценила и новая власть — в советскую эпоху здание занимал губисполком, а позже облисполком.

Двигаемся дальше. В сущности, практически о каждом доме, стоящем на бывшей Почтамтской, можно рассказать интересные вещи (почти все эти здания — дореволюционной постройки), однако остановимся лишь на нескольких. Остальные же минуем, не забыв, впрочем, получить некоторые положительные эстетические эмоции: и от конкретных построек, и от самой атмосферы улицы, удивительным образом сохранившей дыхание прошлого. Да такое, что впору отдаться ностальгической волне и с удовольствием покинуть надоевшую современность, с легким вздохом вдруг обнаружив себя в совершенно живых декорациях вековой давности.

Бывшая аптека торгового дома «Штоль и Шмидт»Проспект Ленина, дом № 54. Бывшая аптека торгового дома «Штоль и Шмидт». Тоже явный модерн начала века. Для любознательных уточняем: здание построено в 1908 году (дата на фасаде обозначает год основания томского отделения торгового дома) К. К. Лыгиным, с 1895 года служившим архитектором при управлении Средне-Сибирского участка Транссиба.

До революции здесь на первом этаже размещались аптека и оптический магазин, на втором — жил сам аптекарь, что позволяло аптеке работать круглосуточно. Подвал был приспособлен под служебные помещения. Богато декорированный, в духе модерна, фасад «разъясняет» прохожему функциональную принадлежность здания — тут мы видим знакомые каждому символы медицины и фармакопеи; в частности, чашу со змеей.

Любопытно, что революция, невероятно изменившая вид русских городов, национализировавшая частные прежде владения и перепрофилировавшая их в соответствии с собственными нуждами, томскую аптеку не тронула. Как она была аптекой, так и осталась — и в этом качестве дожила до новейших времен. Сохранились почти в неприкосновенности и ее интерьеры — в том числе замечательные витражи.

Бывшее здание Общественного собранияБуквально два шага по той же стороне проспекта — и новый адрес: проспект Ленина, дом № 50. Бывшее здание Общественного собрания. Массивное, торжественное — впечатление производит немалое. Годы постройки: 1898—1900. Автор: все тот же Константин Лыгин. Явная эклектика: классицизм плюс неоренессанс.

Место это легендарное. Здание Общественного собрания построили там, где до того стоял сгоревший в 1897 году особняк золотопромышленника Ф. Горохова, любителя «красивой жизни». Известный «областник» Г. Потанин писал о нем: «Сад его был первый в Сибири; здесь он в павильоне, переброшенном вместо моста через пруд, задавал лукулловы обеды; гости ели с тарелок, виньетки на которых изображали тот самый гороховский сад с Томском на втором плане; шампанское лилось в саженные бокалы, стоявшие на полу подле стульев гостей и вмещавшие по целой бутылке...» Немудрено, что в начале 1850-х годов Горохов разорился (это почти обыкновенная история для всех томских «внезапных» богачей). После смерти незадачливого промышленника здание было приобретено для размещения в нем основанного в 1865 году Благородного (Общественного) собрания — своеобразного городского клуба, в который входили «сливкй» томского общества. После пожара деньги на новое здание собирали по подписке (больше всех, 10000 рублей, то есть третью часть необходимой суммы, дал купец А. Е. Кухтерин).

Здание вышло на славу — с огромной библиотекой, концертным залом на 1000 мест, где выступали известные гастролеры, ставились спектакли, читались лекции, двумя магазинами, буфетом.

После революции здесь открыли Рабоче-красноармейский клуб, позже помещения бывшего Общественного собрания последовательно занимали военный госпиталь, кинотеатр, столовая рабочего кооператива, Дом офицеров.

Наконец, еще две «достопримечательности» на другой стороне бывшей Почтамтской.

В усадьбе И.Д. Асташева сейчас располагается областной краеведческий музейПервая: дом №75 — бывшая усадьба И. Д. Асташева; именно сюда в 1878 году переехал из Богородице-Алексиевского монастыря Архиерейский дом. Этот архитектурный комплекс, исполненный в ампирной стилистике, вполне подошел бы и для столиц — в Томске же он смотрится просто великолепно, выгодно организуя окружающую его городскую среду. Главный дом построен в 1842 году, флигели — несколько позже. На первом этаже главного дома находились библиотека, часть жилых покоев, приемные комнаты хозяев, кухня, гардеробная, людская. На втором — прихожая, столовая, бальный зал, гостиная, кабинет, спальни и пр. Внутреннее убранство поражало роскошью. В особняке Асташева бывали декабрист Г. Батеньков и теоретик анархизма М. Бакунин, попавшие в Томск, разумеется, не по своей воле.

Иван Дмитриевич умер в 1869 году; его сын, постоянно живший в Петербурге, решил не связываться с наследственной недвижимостью и после многолетнего торга продал усадьбу духовному ведомству для размещения в ней Архиерейского дома. Новые хозяева произвели переустройство, соединив главный дом с дворовым флигелем и пристроив к комплексу Воздвиженский храм с Покровским приделом и колокольней. В читальном зале при церкви множество томичей, которые и вообще быстро полюбили неторопливые архиерейские богослужения в церкви Архиерейского дома. Архиерейский сад устраивал знаменитый впоследствии ученый-ботаник П. Н. Крылов.

Резиденция томских владык своевременно усваивала новейшие технические достижения — известно, что уже в 1913 году в ней имелись водопровод, канализация, электрическое освещение и калориферное отопление. По тогдашним сибирским меркам — немалое роскошество. В 1920 году бывшую асташевскую усадьбу отдали под музей. Музей в ней находится и сегодня — областной краеведческий.

Бывший доходный дом товарищества «Е. Н. Кухтерин и сыновья»Рядом, через дорогу (проспект Фрунзе, бывшая Нечаевская), — еще одна громадина (дом № 73): ныне томская мэрия, а до революции доходный дом товарищества «Е. Н. Кухтерин и сыновья». И снова архитектор К. Лыгин, 1899 год, все та же эклектика (неоренессанс вкупе с необарокко). Трехэтажное здание выстроено из лицевого кирпича с деталями из песчаника — это одна из «фирменных» черт лыгинского творчества. Угловая часть здания, «срезанная» наискосок, увенчана высоким восьмигранным куполом с люкарнами. Тоже, чего там говорить, впечатляет; особенно хорошо здание смотримся рядом с асташевской усадьбой — «сопряжение»: двух разновременных и разностильных построек рождает почти «постмодернистские» смыслы.

Так выглядел Троицкий собор на Новособорной площади. Дореволюционная открыткаМы добрались до Новособорной площади. Неискушенный читатель может удивиться — почему это пустое пространство, оживляемое лишь «правильными» посадками зелени, имеет такое название? Все очень просто — до революции здесь возвышался огромный (а в Томске, городе золотопромышленников, много чего было огромного) Троицкий собор. Именно новый — старым считался Благовещенский. Строили его по типовому проекту архитектора К. Тона — оттого-то он так и напоминал московский храм Христа Спасителя. Строили страшно долго: с 1844 по 1900 год, в которые вместились и катастрофа с обрушением, и предполагаемый снос, и доработка проекта, и финансовые махинации, и сбор пожертвований по купцам... Увы, жизни столь трудно воздвигнутому зданию было отпущено совсем немного. В 1934 году большевики уничтожили величественный храм. Теперь на его месте — сквер.

Татарская слобода

Татарская улица — музей под открытым небом.

Буквально в трехстах метрах от бывшего доходного дома товарищества «А. Второв и сыновья», с которого мы начали прогулку по проспекту Ленина, эту магистраль пересекает улица Алексея Беленца, переходящая (если идти направо) в Татарскую улицу — своеобразный заповедник томского деревянного зодчества.

Татарская слобода образовалась практически одновременно с основанием Томска, в начале XVII столетия, — сюда русские отселили татар с Юрточной горы, находившейся слишком близко к Томскому острогу. Территория Татарской слободы отделялась от русского города рукавом Томи, который назывался Исток, — отсюда другое название района: Заисточье. К 1914 году Исток исчез с карты Томска — попросту пересох.

Один из жилых домов на Татарской улице. И таких здесь — десятки!Татары — народ трудолюбивый; Татарская слобода всегда была одним из ремесленных центров города, тут действовали многочисленные мастерские — преимущественно кожевенные. Особого недостатка средств местные жители не испытывали и строили себе просторные удобные дома, не забывая об их украшении. Нынешняя застройка той же Татарской улицы создавалась в основном в конце XIX — начале XX веков; при этом всякий новый дом явным образом ориентировался на уже построенные, отчего многие из них смотрятся «близнецами-братьями» — что, впрочем, не уменьшает тихого очарования слободы.

Основные особенности местных построек: богато украшенные наличники окон, резные карнизы, фронтоны и башенки. Резной орнамент — по преимуществу растительный, так как в мусульманстве запрещены человеческие изображения.

В зеркале Татарской улицы буквально отражается столь же деревянная улица Максима Горького, идущая параллельно первой ближе к Томи, — правда, она более запущена, нежели проездная Татарская, встречаются здесь и брошенные здания.

Разумеется, на Татарской улице есть и мечеть, выстроенная из красного кирпича к 1904 году. В 1940— 1980-е годы в здании обосновался ликеро-водочный завод; в новейшее время его вернули мусульманской общине.

Татарская слобода — не единственный сохранившийся островок деревянного Томска. Дореволюционных деревянных построек в городе множество, они сообщают ему какое-то необыкновенно легкое дыхание, складываясь в особый, ни на что похожий образ, очень праздничный, воздушный. В некоторых путеводителях деревянную архитектуру Томска вообще называют его главной достопримечательностью, и доля истины в подобных утверждениях, несомненно, есть.

Среди томских деревянных зданий, возведенных в начале XX века, встречаются настоящие шедевры — как правило, они исполнены в стилистике популярного тогда модерна. Остановимся на минуту у двух таких домов.

Один из шедевров томского деревянного зодчества: бывший жилой дом —улица Белинского, 19.Восточнее проспекта Ленина лежит улица Белинского (бывшая Офицерская; впрочем, имя великого русского критика она получила еще до революции, к 100-летнему его юбилею). Возле дома № 19 у всякого неравнодушного человека начинает захватывать дыхание, тут словно попадаешь в сказку. На скошенном углу здания, обращенном к улице, с граненым эркером, обозначена дата постройки — 1904 год.

Глаз теряется в архитектурном изобилии, почти чрезмерном, — кажется, все известные архитектурные элементы присутствуют в этой постройке: фронтоны различной формы, башни, острые шатры, кокошники, целая система резных карнизов... И все это тонет в облаке филигранной деревянной резьбы. Невероятная красота!

Внутреннее пространство обоих этажей устроено по анфиладному принципу. В каждой анфиладе четыре помещения, из них — два восьмигранных зала. Как сообщает архитектурный справочник, «от первоначального убранства интерьеров сохранились балясины парадной лестницы, штукатурные филенки, украшающие стены лестничного помещения, филенчатые двери, тянутые карнизы и лепные розетки на потолках».

Особняк архитектора А. Д. КрячковаУлица Белинского южнее имеет пересечение с Кировским проспектом (бывшей Бульварной улицей, это действительно единственный бульвар Томска). Чуть правее перекрестка, если смотреть на юг, — дом №7: особняк архитектора А. Д. Крячкова; об этом зодчем мы много говорили в выпуске, посвященном новосибирскому Александро-Невскому собору. Новосибирск стал основным полем приложений дарований Андрея Дмитриевича, однако начинал он в Томске и, похоже, в молодости все свои упования связывал именно с этим городом — иначе бы зачем в 1911 году построил для себя столь внушительное жилище! И к тому же — настоящее произведение искусства.

Дом — рубленый; два этажа с ризалитом, выделяющим центр главного фасада, завершаются мансардным этажом. Кроме ризалита, плоские стены оживлены эркерами: еще одна выступающая часть здания. Ломаная крыша напоминает сказочный головной убор.

С 1995 года этот дом занимает Музей деревянного зодчества имени А. Д. Крячкова. То, что такой музей создан в Томске, вполне логично — о томской деревянной архитектуре можно рассказывать бесконечно, неторопливо перебираясь от шедевра к шедевру: ведь есть еще «Дом с жар-птицами», «Дом с драконами», «Дом купца Голованова» и многие-многие другие выдающиеся постройки.

А пока все.


Саша Митрахович 24.01.2018 08:49

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча