Троицкая дорога история (Ярославская железная дорога)

Троицкая дорога история (Ярославская железная дорога)

На фото: Троицкая дорога, Платформа Клязьма Ярославского направления.

Дорога из Москвы в Троице-Сергиеву лавру, получившая название Троицкая дорога, была известна еще в XIV веке. В начале XIX столетия ее стали именовать Ярославским шоссе, а ближе к середине века пошли разговоры о строительстве железной дороги. Впоследствии вдоль Ярославской железной дороги выросло множество дачных поселков и небольших деревень, ныне ставших микрорайонами города Пушкино: Мамонтовка, Акулово, Новая Деревня.

На пути из Москвы в Лавру

Старинная христианская традиция ходить пешком на богомолье в Троице-Сергиев монастырь (титул лавры он получил в 1774 году) по северной московской дороге сложилась в России еще в XIVвеке. Какие только названия не носил этот начинающийся у Никольской башни Московского Кремля путь - Северная дорога, Троицкая, Патриарший тракт, Ярославское шоссе. Традицию свято соблюдали люди всех рангов и сословий, в том числе русские цари.

Одним из первых паломников стал московский государь Иван III Васильевич. Посещали Троице-Сергиев монастырь Иван Грозный, Михаил Федорович и сын его Алексей Михайлович Романовы. В XVIII столетии богомольные «хождения» предпринимали русские императрицы Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II (Великая), а также император Павел I. Издавна вдоль богомольной дороги, в крупных населенных пунктах, дававших паломникам отдых на долгом пути, возводились храмы и путеводные дворцы для царствующих особ.

Староярославская дорога

Староярославская дорога сформировалась еще в XII веке. Сегодня, после запуска нового скоростного Ярославского шоссе она изрядно обезлюдела на радость тамошним дачникам. Вместе с тем, вдоль нее сосредоточено немало любопытнейших исторических достопримечательностей России.

Троицким старый тракт стал именоваться с конца XIV века, когда Троице-Сергиев монастырь превратился в центр русского православия и туда потянулись толпы паломников. Очень скоро на всем его протяжении - в селах Алексеевском, Ростокине, Братовщине и Воздвиженском - были построены царские путевые дворцы, разместившиеся на вотчинах довольно известных дворянских родов: Черкасских, Пожарских, Хованских.

Ярославской же дорога стала только в начале XIX века. Начиналась она в Москве от Крестовской заставы (ныне - Рижский вокзал). После того как в 1957 году участок шоссе от Рижского вокзала до Окружной железной дороги поглотил проспект Мира, Ярославка берет свое начало от Северянинского путепровода.

Троицкая дорога, которая прежде соединяла Кремль со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, сегодня разбита на несколько отрезков, каждый со своим названием: от Кремля стартует Никольская улица, потом она плавно переходит в Большую Лубянку, которую по очереди сменяют Сретенка, проспект Мира и, наконец, Ярославское шоссе.

Стоит ли говорить, что весь маршрут буквально напичкан чрезвычайно интересными исторически объектами?

«Троицкие походы» и Путевые дворцы

Первые паломничества в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, так называемые «Троицкие походы», совершал знаменитый герой Куликовской битвы князь Дмитрий Донской. Походы стали традицией и для его последователей - сначала князей московских, а потом - русский царей.

Со временем паломничества в Лавру превратились в пышные путешествия, которые начинались с богослужения в Успенском соборе Московского Кремля. Посмотреть на выезд собиралось множество зевак. Во главе процессии вели двух лучших царских коней, за которыми следовал многочисленный обоз с предметами первой царской необходимости.

Венценосная семья обычно шла пешком в сопровождении стрельцов. Имелась специальная «поборная» телега, в которую по дороге подданные складывали подарки. Впереди процессии отправляли «квартирьеров», задача которых заключалась в создании полевых лагерей.

Лишь Иван Грозный догадался построить вдоль Троицкой дороги капитальные путевые дворцы для высокопоставленных богомольцев.

История Троицкой дороги

О необходимости строительства железнодорожной ветки, которая соединила бы Москву с Троице-Сергиевой лаврой, куда в течение всего года не прекращался поток паломников, говорилось уже давно. Впервые эта мысль пришла в голову профессору Московского университета Федору Васильевичу Чижову, который занимался теорией промышленного развития России. Он увлек этой идеей московских купцов и стал инициатором создания акционерного общества, главенствующее место в котором занял Иван Федорович Мамонтов, отец известного в будущем промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова.

Для начала строительства нужно было получить Высочайшее соизволение. Не решаясь идти к императору без весомых аргументов на руках, Чижов и Мамонтов решили при помощи строгой статистики доказать жизненную необходимость железной дороги. Они поставили несколько человек у Крестовской заставы на выезде из Москвы (ныне это Рижская площадь около Рижского вокзала), с тем чтобы они считали всех проходящих и проезжающих по Ярославскому шоссе в сторону лавры. Не доверяя работникам, Иван Федорович Мамонтов сам порою стоял у заставы и записывал результаты в тетрадку.

Полученные цифры поразили всех - выяснилось, что около 150 тысяч человек проезжают в разного рода экипажах, от богатых карет до бедных телег, и около 500 тысяч паломников, не имеющих денег на средства передвижения, идут пешком! Мамонтов понимал, что постройка железной дороги не только облегчит участь этих людей, но и поспособствует развитию дачных участков, садов и огородов вдоль линии, а значит, в Москву будет поставляться больше овощей и фруктов. Возникновение новой дачной местности, дома в которой наверняка будут пользоваться большим спросом, тоже приведет к подъему московской экономики. С учетом всех выкладок было подано прошение на Высочайшее имя, и Александр II, конечно, утвердил столь многообещающий проект.

Загрузка...

Троицкая дорога. Станция Пушкино старое фото.

18 августа 1862 года, после трех лет строительства, была торжественно открыта Московско-Троицкая железная дорога протяженностью 70 километров, соединявшая Москву с Троице-Сергиевой лаврой. Помимо двух конечных, на линии было всего четыре станции - Мытищи, Пушкино, Талицы (ныне Софрино) и Хотьково. Билеты поначалу стоили очень дорого - в первый класс два рубля, в третий - 80 копеек (в те времена на 20 копеек можно было сытно поесть и выпить в трактире). Однако строительство быстро окупилось, начались даже товарные перевозки, и три года спустя решено было строить продолжение линии - от Лавры до Ярославля.

Иван Федорович Мамонтов не дожил нескольких месяцев до открытия следующего участка железной дороги, своего любимого детища, - он умер в августе 1869 года, а дорога до Ярославля была открыта в январе 1870 года. Все акции Мамонтова унаследовал его младший сын (старший к тому моменту был уже тяжело болен) - хорошо известный Савва Иванович Мамонтов, ставший директором Общества Московско-Ярославской железной дороги. Она стремительно развивалась - все было именно так, как предсказывал Иван Федорович: застраивались дачные участки, на линии появлялись все новые станции.

В память о человеке, сыгравшем столь важную, практически ведущую роль в появлении Ярославской железной дороги одна из ее станций получила наименование Мамонтовская, а микрорайон современного города Пушкино ныне зовется Мамонтовкой.

Только для членов МАССОЛИТа

Благодаря Ярославской железной дороге, связавшей Москву с Сергиевым Посадом, в окрестностях старинного города Пушкино появилось множество дачных поселков. Освоенное еще в конце предыдущего столетия, в 1930-е годы удобное дачное место стало пользоваться особенной популярностью. Вскоре на берегу Клязьмы вырос целый писательский поселок - ему было далеко до знаменитого Переделкино, расположенного к юго-западу от столицы на реке Пахре, но все равно за право там пожить шли целые сражения.

Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» описывает заседание правления МАССОЛИТа (Ассоциации Литераторов, читай - Союза Писателей), участники которого сетуют, что дач всего двадцать две, и еще семь строится, а литераторов в организации больше трех тысяч. Булгаков пародийным образом соединил два самых известных писательских поселка в один: в романе он называется Перелыгино (конечно же, намек на Переделкино), но расположен на Клязьме.


Саша Митрахович 28.10.2018 09:20
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча