Угодичи Ростовский район Ярославской области

Угодичи Ростовский район Ярославской области

На фото: Озеро Неро. Оно всегда кормило жителей села Угодичи.

Село Угодичи в Ростовском районе Ярославской области из диковинных. Даже название у него необычное на наш слух — Угодичи. А ведь находится оно не так далеко от Москвы. И совсем рядом с Ростовом Великим, на берегу удивительно красивого озера Неро.

Откуда название?

История села Угодичи началась задолго до того, как православие пришло на ростовские земли (и это при том, что ростовцы одними из первых приняли веру Христову!). Называлось оно, по некоторым данным, Угожь.

Экспонаты краеведческого музея рассказывают о разных вехах жизни села Угодичи.Существует древняя, совершенно экзотическая легенда, записанная местным краеведом. Согласно этой легенде, жила здесь княжна (или княгиня, мнения расходятся) Будислава-Лой-Угода. Она приходилась дочерью ростовскому князю Печегду, а Угодой ее прозвали местные жители за доброту и щедрость. И решили выдать Будиславу замуж за некоего царевича Крепкосила (или Крепкомысла). В приданое княжна получила новый терем «на восточном берегу Ростовского озера и при р. Воробыловке, близ Велесова камня... Селение Угожь постепенно разрасталось, и наконец усилилось до того, что получило своего князя — старейшину Русин-Михея, нисколько не зависимого от Ростова. Святой князь Владимир в бытность свою в Ростовской земле ради обращения ее жителей в христианство, посылал глашатаев, созывавших народ на место „общего крещатика“, на прибрежье Ростовского озера; и на этот зов одними из первых явились угожане».

Так гласит пересказанная краеведами легенда. И, похоже, что опять в основе названия села — глагол «угодить», мол, местные жители захотели угодить князю.

Однако, скорее всего, происхождение названия села гораздо прозаичнее. Оно образовано от слова «угодья», что означает земля, пригодная для жизни: можно и дома ставить, и пашни плодородные возделывать. А вокруг — все для безбедного существования: известно же, угодичские окрестные леса всегда славились зверем, в озере Неро водилось огромное количество рыбы. А еще ростовские князья имели здесь свои «борти» — пасеки, а также соляные варницы (о добыче соли — древнерусского «белого золота» — в ростовской земле напоминает название Троице-Сергиева Варницкого монастыря на родине Сергия Радонежского).

Князья и цари в Угодичах

Позже, в XI веке, в Угодичах стараниями сына Владимира Мономаха появилась Богоявленская церковь. Согласно преданию, место для нее указал сам преподобный Авраамий Ростовский — он известен, в частности, тем, что низверг тут, в селе Угодичи, идола языческого бога Велеса.

Красота и благодать здешних мест неизменно влекли сюда князей. В Угодичах часто бывали Юрий Долгорукий и его сын Андрей Боголюбский. Не остался равнодушным к угодичским красотам и Иван Грозный. Посетив село, он оставил Богоявленскому храму щедрые дары.

А потом Угодичи перешли в частную собственность — в начале XVI века царь Василий Шуйский пожаловал их своему верному думному дьяку Томиле Юдину Луговскому...

Храбрый Томила

Томила Луговской получил Угодичи за так называемое московское сидение — действия по обороне Москвы во время осады города армией Речи Посполитой, это один из эпизодов Смутного времени.

Будучи членом Сигизмундова посольства, вместе с митрополитом Филаретом (будущим Патриархом), он должен был подписать договор с поляками. Однако в ходе переговоров возникли трения: среди прочего речь шла о возведении на престол польского царевича Владислава, католика по вероисповеданию. Но наши послы согласиться на это не могли, стали требовать как минимум принятия им православия. Известно, что поляки пытались подкупить Томилу и других русских дипломатов, но, говорят, Луговской ответил недругам так:

«Сделать мне это никак нельзя. Не только Господь Бог и люди Московского государства меня за это не потерпят, и земля меня не понесет... По Христову слову, лучше навязать себе камень и вринуться в море».

Историк С.М. Соловьев отмечает, что Томила прославился «гражданским мужеством в безгосударственное время». В результате наши послы оказались в польском плену, в котором провели без малого десять лет.

Буквально за пару дней до освобождения Томиле во сне явилась Молченская икона Божией Матери. Томила же, вернувшись из плена, занялся благоустройством Богоявленской церкви. Вернее, перестройкой ее в камне. Прихожане поддержали героя — сами и кирпич обжигали, и стены клали. Известно, что руководил строительством мастер из Москвы Вторушка Васильев, а для «иконного и стенного письма» пригласили вологодских изографов.

Новый хозяин села Угодичи

Герб рода Мусиных-Пушкиных.К концу XVII века у Угодичей появился новый владелец — сподвижник Петра I воевода Иван Алексеевич Мусин-Пушкин. Между прочим, царь не только пожаловал другу владения, но и посетил их в 1709 году. Видимо, под впечатлением от местных красот он издал указ, даровавший Ивану Алексеевичу графский титул, а в придачу «за ево службу и воинские походы» — целиком «ростовское озеро с втекающими и истекающими из него реками и речками», а также со всей водившейся там рыбой. А потом, видимо, вспомнил и о пищи духовной — подарил икону Владимирской Божией Матери из своей походной церкви.

История села Угодичи в XVIII—XX веках

В XVIII—XIX веках Угодичи — богатое село. Да и в XX веке — известно, что не бедствовало.
И поныне видны эти «остатки роскоши»: дореволюционной — добротные деревянные дома на каменном основании; советской — остовы сельхозтехники, здания школы и клуба, многоквартирные дома... А вот из храмов — только Никольский остался. И то не целиком.


В XVIII веке (точнее, в 1740 году) Угодичи у сына И. А. Мусина-Пушкина отобрали и передали в казну. Причиной послужила дружба владельца села с попавшим в опалу Артемием Волынским. Этот вельможа, известный дипломат, губернатор Астрахани и Казани, супруг двоюродной сестры Петра I при Анне Иоанновне слишком решительно выступал против «бироновщины». В результате дворцовых интриг Волынского обвинили в подготовке государственного переворота и даже в намерении взойти на престол. Обвинили — и казнили.

Угодичи пробыли казенным селом недолго, уже при Екатерине II их пожаловали Екатерине Алексеевне Голицыной. Ее брат и наследник Ф. А. Карр сделал всех угодичских крестьян вольными хлебопашцами.

XIX век

В XIX веке Угодичи представляли собой крупное село. В нем имелось пожарное депо, трактир и питейный двор, а также двор постоялый. Помимо этих сугубо «приземленных» заведений, было и училище, и народная бесплатная библиотека. Между прочим, ее фонд насчитывал более тысячи книг — весьма неплохо по тем временам!

Сохранилось описание села в конце столетия:

«В расстоянии одной версты... пароходная пристань. Базары по воскресеньям. Жителей около 3500. Земли, пригодной для обработки, у крестьян очень мало, почему они вовсе не занимаются хлебопашеством. Главные занятия — огородничество, рыболовство и колка льда. Обработка земли доведена до совершенства: гряды не пашутся, а копаются заступами и руками. Продукты частью сбываются на месте, частью отправляют в столицу. Часть крестьян уходит на сторонние заработки».

Приходская школа

26 октября 1897 года в Угодичах произошло знаменательное событие: открылась церковно-приходская школа. Примечательно, что ее открытие совпало с освящением обновленной Никольской церкви. В честь этих двух событий прихожане и будущие ученики (тридцать шесть человек) совершили крестный ход.

К началу нового столетия в школе осталось всего двадцать учеников. Еще сто детей посещали земскую школу. Правда, ученики обеих школ редко продолжали учебу более двух лет. Дальше родители, как правило, не пускали детей учиться: дома хватало дел по хозяйству, всегда нужны были «дополнительные руки»...

Помгол

После революции в нашей стране начался голод. Причиной стала небывалая засуха, и, как результат, — неурожай даже в самых хлеборобных областях.

Тогда решено было создать Всероссийский комитет помощи голодающим, сокращенно «Помгол». Туда по инициативе самих священнослужителей и верующих сдавали церковные ценности, а на вырученные деньги покупали хлеб. Ради спасения сотен и тысяч жизней священники не жалели драгоценных риз, сосудов, венцов. Например, согласно официальным описям, только Богоявленская церковь таким образом пожертвовала пять пудов серебра.


Саша Митрахович 03.02.2018 10:06

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча