Усадьба Марфино и окрестности

Усадьба Марфино	и окрестности

Усадьба в Марфино видна издалека, в особенности ее главный дом. Он возвышается над классическим парковым прудом с металлическим мостиком; изначально здесь было искусственное, рукотворное озеро в русле реки Учи со старинным каменным мостом. Это представительное здание - ядро всего архитектурного ансамбля усадьбы, датируемой 1760-1780-ми годами. Флигели моложе примерно на полвека и были перестроены с сохранением западноевропейского декора в 1940 году.

Рядом с домом расположены обильно украшенные неоготическими элементами подъездные ворота с пристроенной к ним сторожевой башней, замыкающие с севера главную композиционную ось архитектурного ансамбля. Другие постройки екатерининского времени - конный двор и каретный сарай - сохранились плохо.

Конный двор, обустроенный в XVIII веке и подвергшийся глубокой реконструкции в 1830-е годы, ныне представляет собой череду руин и вдобавок, после большого пожара 2005 года, полностью лишился кровли. Все постройки усадебного комплекса имели схожее декоративное оформление.

История Марфино

Многое хотелось бы показать в усадьбе Марфино — одной из самых изысканных, цельных и красивых «подмосковных». К сожалению, большая часть этой экскурсии останется виртуальной: сейчас усадьба Марфино — санаторий, закрытая территория. Впрочем, нет худа без добра — санаторный статус во многом сохранил усадьбу, а полюбоваться на ее парадный фасад можно через забор, с плотины.

Петропавловский храм в Марфине.

Огромный дворец, красный, украшенный белым декором, псевдоготическими формами напоминающий средневековый замок, — исключительное, не имеющее аналогов творение архитектора М. Д. Быковского. Каскадом сбегает к глади пруда террасная лестница, которую сторожат каменные грифоны. Это — великолепный шедевр эпохи «николаевского архитектурного романтизма»; вообще же усадьбе Марфино более 400 лет. Принадлежала она последовательно дьяку В. Щелкалову, князю Б. Голицыну, фельдмаршалу П. Салтыкову, графу В. Орлову, графине С. Паниной...

Нынешний архитектурный ансамбль сложился при Паниных, в середине XIX века. На век-полтора старше марфинские церкви — Рождества Пресвятой Богородицы и Петропавловская. Внешне выглядящие достаточно просто, они подкупают своей необычной планировкой (обе — центрические, в плане крестовые), заставляющей вспомнить о европейских вкусах заказчиков.

При Салтыковых в Марфине появилась теплая Петропавловская церковь «Иже под колоколы», то есть с колокольней, расположенной поверх храма, на главной оси. Петропавловский храм (1779) относится к эпохе классицизма, а как известно, классическая архитектура слабо гармонирует с барочной, что, в общем-то, заметно по двум марфинским церквям; видимо, чтобы сгладить этот диссонанс, неизвестный автор Петропавловской церкви сделал ее, как и Богородицкую, центрической; в середине XIX века М. Быковский «подработал» фасады, сообщив им ренессансные черты, что еще более сблизило архитектурный облик зимнего и летнего храмов.

Известный знаток Москвы Алексей Николаевич Греч в своей замечательной работе «Венок усадьбам» писал о Марфине:

«Точно кому-то захотелось поиграть в рыцарскую эпоху, создать здесь, около Москвы, обстановку, созвучную романам Вальтера Скотта».

Своей готической образностью, и впрямь весьма экзотичной для средней полосы Подмосковья, усадьба обязана графине Софье Паниной, слывшей большой либералкой, а также зодчему и реставратору Михаилу Быковскому, приверженцу архитектурной эклектики. Он работал над главным усадебным домом вплоть до 1846 года и при этом параллельно исполнял заказы сразу шести московских монастырей.

Владельцы и гости живописной усадьбы в Марфино

Среди владельцев и гостей этой живописной усадьбы было немало видных государственных деятелей, писателей и ученых. Знатный российский вельможа Борис Голицын в свое время служил «дядькой» - воспитателем малолетнего царя и будущего императора Петра I. Поэтические строки посвятил Марфину молодой московский поэт Александр Львов, побывавший здесь в 1840-х годах:

С чего начну, чем кончу я
Картину Марфина селенья?
С дворца волшебного ея,
Или с террасы - загляденья,
Иль с серебристого каскада,
Иль с гротов дивного фасада,
Иль с павильонов дорогих,
Иль с георгинов золотых?

Тут нередко гостил и Василий Львович Пушкин, поэт и литературный наставник своего знаменитого племянника Александра Сергеевича. Известный историк и литератор Н. М. Карамзин ставил для местного домашнего театра пьесы, а одну из них написал в стиле комедии из жизни селян, так и назвав ее - «Только для Марфина». Вдобавок Николай Михайлович исполнял в ней роль самого хозяина усадьбы, генерал-фельдмаршала Салтыкова, к вящему удовольствию Петра Семеновича, хохотавшему в зрительном зале над тем, как комически представлял его на сцене именитый гость.

Марфино славилось и другими забавами, например, псовой охотой, которую отец и сын Салтыковы регулярно устраивали в окрестностях наряду с праздниками и фейерверками. На сегодняшний день сохранились двухэтажные псарни XVIII века с тосканскими портиками в восемь колонн.

Храм Рождества Богородицы в усадьбе Марфино

Церковь Рождества Богородицы в Марфине.

Храм Рождества Богородицы был возведен в Марфине к 1707 году. Тогдашний хозяин имения Борис Алексеевич Голицын был богачом и крупным землевладельцем, старался поспевать за веяниями времени и владел несколькими иностранными языками. На исходе XVII столетия к нему в Марфино нередко приезжал царь Петр I, дабы обсудить государственные дела и приватно пообщаться здесь со своим соратником и учителем, генералом Гордоном. Вместе с тем Голицын нередко шокировал современников грубостью, жестоким нравом, алчностью. Эти черты характера хозяина Марфина вполне укладываются в давно сложившееся мрачное предание.

Оно связано как раз с каменным храмом, который Голицын, недавно обустроивший в имении французский парк, вознамерился возвести на месте прежней, ветхой деревянной церквушки Рождества Богородицы. Впоследствии хозяин решил и село вместе с усадьбой переименовать в Богородское, но новое название не прижилось. Зато храм получился на славу. Здание спроектировал Владимир Иванович Белозеров (1649-1708), крепостной архитектор, которого Голицын отправлял во Францию обучаться секретам зодчества.

Легенда повествует, что уже перед окончанием работ Белозеров увидел сон, в котором строившаяся церковь рухнула, и счел его пророческим. Князь в ту пору был в отъезде, и Владимир Иванович, испросив позволения княгини Марии Федоровны и заручившись ее согласием, дополнительно укрепил здание изнутри четверкой столбов-пилонов.

Воротившийся Голицын осерчал, усмотрев в этом дерзкое самоуправство зодчего, который уменьшил внутреннее пространство храма без хозяйского дозволения, и велел высечь архитектора как простого дворового лакея. Не чувствовавший за собой никакой вины Белозеров от душевного расстройства и обиды скончался прямо во время экзекуции - не выдержало сердце.

Зодчего похоронили рядом с возведенной им церковью, надгробная плита сохранилась до настоящего времени. Тут-то и кроется загадка.

По некоторым сведениям, церковь Рождества Богородицы была освящена 5 сентября 1707 года по старому стилю. Надпись же на плите гласит: «1708 года ноября в 30 день на память святого и всех вернаго апостола Андрея Первозванного преставились раб божий человек боярина и князя Бориса Алексеева сына Голицына человек ево Владимир Иванов сын Белозеров. Жил 59 лет».

Конечно же, храм был освящен уже по окончании строительства, архитектор же, согласно могильной надписи, скончался годом позже. Так что реальной подоплеки в этой истории нет.

Могилу Белозерова обустроили уже следующие хозяева усадьбы — Салтыковы.

Окрестности усадьбы Марфино

Много интересного в окрестностях Марфина, обо всем в двух словах не расскажешь. Здесь и центр лаковой миниатюры Федоскино, и ныне разделенный с ним каналом другой центр народных промыслов — Жостово с его популярными подносами. А знаменитые окрестные усадьбы! Николо-Прозорово, Никольское-Обольяново, Рождествено-Суворово, Ольгово... Каждая — целая история.

Усадьбы Московской области.


Саша Митрахович 04.11.2017 10:04
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча