Николо-Прозорово усадьба

Усадьба Николо-Прозорово была когда-то богатой и благоустроенной, с уютным летним домиком, ныне полностью утраченным, парой флигелей, оранжереей, декоративным гротом и другими постройками. Сейчас от усадьбы остались только руины.
Из истории Николо-Прозорова
Николо-Прозорово - в прошлом Шипилово - одно из родовых гнезд знатного русского дворянства. При этом важнейшей составной частью всей усадебной инфраструктуры и ее архитектурного ансамбля была Никольская церковь с колокольней. Благодаря ей старинное Шипилово и получило статус села, со временем изменилось и название на Никольское-Прозоровское.
Шипилово издавна было вотчиной знатных вельмож, таких как князь Василий Семенович Серебряный. Именно при нем оно впервые упоминается в исторических документах XVI века, примерно в 1548 году. Однако с течением времени род Серебряных впал в немилость царя Ивана Грозного, его представители подверглись суровой опале, и на сыне князя Борисе история этой династии фактически прервалась. Шипилово без должного надзора также захирело и превратилось в пустошь.
Дальнейшая судьба Шипилова связана с боярином Никитой Ивановичем Юрьевым. А в 1620-1630 годы новоиспеченное село стало собственностью братьев Прозоровских - князя Семена и унаследовавшего Шипилово после его смерти Матвея Васильевича. В писцовых книгах за 1623— 1624 годы об этом содержатся соответствующие сведения.
Вместе со статусом села церковь даровала Шипилову и новое имя: по старинной традиции оно получило название в честь своего храма и впредь стало называться Никольским, поначалу в обиходе, а вскоре и вполне официально. Уже в генеральном плане округи за XVIII век село носит именно это имя. Впоследствии к нему добавится и фамилия хозяев здешней земли, Прозоровских.
Село переживало разные времена. Была пора, когда наряду с усадьбой и Никольской церковью его составляли всего две пары крестьянских дворов. Наконец в 1747 году, после смены целого ряда владельцев, оно стало собственностью генерал-аншефа Ивана Андреевича Прозоровского. Он сумел породниться с семьей великого русского полководца: старшая дочь князя Варвара вышла замуж за генерал-майора Александра Васильевича Суворова, чья усадьба располагалась по соседству.
Андрей Иванович Прозоровский, став новым владельцем усадьбы, в 1792 году на месте обветшавшей деревянной выстроил новую Никольскую церковь, из прочного кирпича. К тому времени ее местоположением был уже богатый и ухоженный парк, разбитый в процветавшем имении. Возле храма была поставлена и новая колокольня, в три яруса, спроектированная в стиле русского классицизма.
В приделе Преподобной Марии Египетской была устроена родовая усыпальница князей Прозоровских. В числе первых в ней был упокоен строитель церкви, генерал-майор Андрей Прозоровский. Уйдя в отставку (1779), он тихо дожил свой век в имении Никольское-Шипилово (так пока еще именовалось Николо-Прозорово) и отошел в мир иной 15 августа 1800 года.
Усадьбу Николо-Прозорово унаследовал его двоюродный брат Александр Александрович Прозоровский, имевший высокий чин фельдмаршала и прославившийся как в Семилетней войне с Пруссией, так и в ходе военной кампании «времен очаковских и покоренья Крыма».
Бравый полководец, бывший одно время главнокомандующим Москвы, был ярым противником вольнодумства и якобинских идей; он арестовал просветителя Новикова и был назван Потемкиным в письме к императрице Екатерине «самой старой пушкой, которая будет непременно стрелять в Вашу цель, потому что своей собственной не имеет». В числе казусов, случившихся с фельдмаршалом, было включение им в список запрещенных книг карамзинского перевода «Юлия Цезаря» Шекспира: в подстрочных ссылках на цитаты из Святого Писания Прозоровский усмотрел «опасную масонскую кабалистику».
Миновало еще несколько поколений владельцев усадьбы, и в середине XIX столетия ее хозяевами стали князья Трубецкие. Один из них, Юрий Трубецкой, стал супругом Анны Ивановны Прозоровской и получил имение в приданое. Именно при князе Юрии Ивановиче имение начали обустраивать, а сама усадьба стала называться Никольское-Прозоровское (обиходно - Николо-Прозорово).

Между тем подросла внучка Ивана Прозоровского Варвара Трубецкая. Она стала наследницей Николо-Прозорова в середине XIX столетия. Супруг княгини состоял в дипломатическом корпусе и потому подолгу жил за границей, дочь вышла замуж за французского аристократа известной фамилии Биронов, и Варвара Трубецкая с удовольствием посвящала большую часть своего времени благоустройству усадьбы.
Именно благодаря ее энергии и фантазии главный усадебный дом в стиле барокко стал двухэтажным и украсился фронтонами луковичной формы, под которыми прорезали большие арочные окна, дабы можно было наслаждаться обзором окружающих красот не выходя из дома.
К центральному усадебному зданию добавились и два флигеля. В имении появилась красивая парковая зона с тенистыми аллеями и великолепными экземплярами раскидистых дубов и вязов, высоких сосен, лиственниц, белоствольного березняка и сине-зеленых елей. Для редких растений выстроили оранжерею, а для отдыха хозяев и гостей на лоне природы выкопали живописный пруд удлиненной треугольной формы.
Следующими владельцами имения были состоятельные купцы Сычев и Кузнецов, богатый фабрикант Франц Рабенек, а последним хозяином Николо-Прозорова, вплоть до революционных потрясений 1917 года, оставался московский промышленник Владимир Рябушинский.
После революции
После революционных событий октября 1917 года в бывшем дворянском имении в Николо-Прозорове поначалу устроили общежитие, а затем разместили дом отдыха для советских трудящихся, и бывший храм стал просто частью усадьбы, невразумительным строением без звонницы, крестов и колоколов.
На территории бывшего имения еще в 1920-е годы власти организовали так называемую Школу ликбеза. Спустя некоторое время она сгорела при пожаре, и вся усадьба была передана под ведомство местной Сельскохозяйственной академии. Для удобства работы ученых-селекционеров неподалеку от храма был разбит фруктовый сад, однако скоро и он был заброшен.
В последующие годы усадьба окончательно превратилась в руины, словно памятник советской бесхозяйственности и неумению наладить дело. Разруха и запустение поселились здесь надолго.
Современное состояние усадьбы
Когда-то усадьба в Николо-Прозорове была жемчужиной местной архитектуры.
Сегодня некогда цветущая усадьба представляет собой сплошные руины, замшелые и рассыпающиеся даже не столько от времени, сколько от страшнейшего из бедствий произведений любого зодчества - бесхозяйственности и равнодушия. Еще в 1955 году в научно-популярном труде «Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV— XIX веков» было помещено описание усадьбы, достойной всяческих сожалений:
«В запущенном пейзажном парке - гроты, руины, остатки оранжерей XVIII в. и пруд, за которым стоит живописная псевдоготическая башня, также середины XIX в.».
На данный момент ни гроты, ни башня не сохранились, и уже весьма затруднительно определить в «графских развалинах» некогда красивый дворец в стиле барокко, стилистика которого была изрядно «размыта» различными приемами архитектурной эклектики. Ее черты носил на себе прежде всего кирпичный главный усадебный дом в два этажа, стилизованный под здания знаменитого Растрелли.

Пилястры, фронтоны, затейливая резьба наличников и другие архитектурные и декоративные изыски традиционно привлекали в эту усадьбу людей творческих. Еще в советские годы она была реставрирована и выглядела весьма сносно, что позволило снимать в ее интерьерах атмосферные художественные фильмы, такие как «Лес» Владимира Мотыля.
На базе выстроенных в середине XIX века родней Ивана Прозоровского большого двухэтажного усадебного дома и пары флигелей в годы советской власти был развернут санаторий. В этих зданиях располагалась его административная часть, а для лечебных помещений построили еще одно. Однако старые дома нуждались в реставрации, а в 90-е годы XX века все работы в усадьбе из-за отсутствия финансов были заморожены.
Нынешние руины усадьбы выглядят символичным памятником не только российской истории, но и ее вечным долгостроям, эпохе экономической неурядицы и отсутствию должного внимания со стороны нынешних государственных властей к культурному и архитектурному наследию страны. В особенности резким контрастом это выглядит на фоне цветущего по соседству православного храма Николая Чудотворца, для которого заинтересованные люди и организации сумели найти средства и на реставрацию, и на постройку новой колокольни.