Усадьба Останкино Москва

Усадьба Останкино Москва

Содержание:

На берегу Останкинского пруда уютно расположилась усадьба Останкино - бывшее имение графов Шереметевых. Усадебный дворец Шереметева сегодня называют не иначе, как уникальным памятником русской архитектуры XVIII века, но современный ансамбль всего Останкина складывался столетиями. А первые сведения об этом уголке севера Москвы относятся к середине XVI века.

Юрий Шамурин писал в предреволюционном издании «Подмосковные» об усадьбе Останкино:

«Ни одна подмосковная не дает такого драгоценного материала для изучения русского декоративного искусства XVIII века. Останкино — больше музей, чем жилая усадьба, и недаром его устроитель Н. П. Шереметев гордился своим созданием, считал его „величайшим, достойным удивления“ делом... Во всем дивном дворце нет ни одного уголка, где бы художественность была принесена в жертву практическим соображениям. Ни в одной другой подмосковной не приходится встречать подобного соединения самых счастливых условий...»

Николай Петрович Шереметев унаследовал Останкино от своего отца Петра Борисовича в 1788 году. История усадьбы насчитывала к тому времени более двухсот лет.

Храм Троицы Живоначальной в Останкине — самый старый памятник усадебного ансамбля.

В XVII столетии владели ею князья Черкасские, и как раз при одном из них, Михаиле Яковлевиче, был построен каменный храм Троицы Живоначальной (1677—1692), блестящий памятник московского узорочья, уже уступавшего место барочным веяниям. Иных зданий того периода в Останкине не сохранилось.

Согласно историческим хроникам, императрица Елизавета Петровна четыре раза гостила у Черкасских и всегда с восторгом отзывалась об этих людях.

В 1743 году Останкино перешло к П. Б. Шереметеву, женившемуся на княжне Варваре Черкасской, однако Петр Борисович основные усилия прикладывал к ансамблю особенно любимого им Кускова, а Останкино было хотя и ухоженным, но заглазным имением, использовавшимся по большей части как подсобное хозяйство.

Все переменилось при Николае Шереметеве. Останкинский дворец, который мы видим сегодня, построил граф Николай Петрович. Ему имение досталось в конце XVIII века от матери.

Шереметев-младший превратил Останкино не просто в свою летнюю резиденцию, а в настоящий «пантеон искусств», включающий в себя театр, картинную галерею и огромную библиотеку.

Спроектировали дворец известные российские архитекторы Ф. Кампорези, В. Бренна и И. Старов, а руководили строительством, которое продолжалось шесть лет, крепостные графа - архитекторы А. Миронов и П. Аргунов. Они постарались на славу, и сегодня за внешней монументальностью практически незаметно, что дворец построен из дерева, и лишь оштукатурен с внешней стороны.

«Кусково было созданием его отца, — пишет Ю. Шамурин, — человека елизаветинского времени; сын, воспитанный на Западе новыми художественными течениями, едва ли удовлетворялся кусковскими затеями. Несомненно, ему рисовался идеал дворца „в чистом вкусе“, роскошное создание раннего классицизма, блещущее бесконечным разнообразием новонайденных „античных“ форм. Этот идеал воплотило Останкино».

Н. П. Шереметев, устроитель останкинского дворца и театра. Портрет писан Н. И. Аргуновым в 1798 году.

Постройку останкинского дворца Николай Петрович предпринял «из любви к искусству» — но в первую очередь не к архитектуре, или живописи, или скульптуре, а к театру. Он пытался было модернизировать сообразно своим творческим замыслам кусковский театр — не вышло. И в 1790 году граф принял решение строиться в Останкине. Именно любовь к театру понудила его возводить здание из дерева, а вовсе не экономия — уж он-то, прозванный Крёзом, мог не беспокоиться о меркантильной части проекта. Но дерево было более «счастливым» материалом с точки зрения акустики, и Шереметев сделал выбор в его пользу.

Усадьбу еще называли дворцом-театром. И это совершенно справедливо, поскольку в доме была и сцена, и просторный зрительный зал, и гримерки... Хозяин слыл страстным театралом, он собрал великолепную труппу, насчитывающую около трех сотен человек. Даже в жены граф взял свою бывшую крепостную, наделенную от природы красотой и огромным артистическим талантом. В девичестве ее звали Параша Ковалева, а потом графиней Прасковьей Жемчуговой.

На сцене нового шереметевского театра должна была блистать (и блистала некоторое время) Прасковья Жемчугова. В 1797 году она в роли Элианы (спектакль «Самнитские браки») пленяла здесь Станислава Августа Понятовского и его свиту. Самого Шереметева она пленила уже давно. В 1801 году он обвенчался с нею (вольную и она, и ее семья получили задолго до того), а в 1803 году графиня Шереметева, будучи тридцати четырех лет от роду, умерла от родильной горячки. Говорят, в последний путь актрису в числе многих известных петербуржцев провожал знаменитый архитектор Кваренги. После ее смерти граф посвятил себя благотворительности и воспитанию единственного сына Дмитрия, впоследствии тоже щедрой рукой истощавшего свои капиталы на дела милосердия.

Параша Жемчугова в роли Элианы в опере Гретри «Самнитские браки», портрет работы неизвестного русского мастера.А театр в Останкине, после бурного, но краткого цветения, прекратил свое существование в 1804 году. В последующие годы усадьба постепенно запустевала, ибо владелец ее утратил вкус к роскоши: «Во всем богатстве и пышности не находил я ничего утешительно и целебного для изнемогшей души моей; и тогда-то наипаче познал нищету их...» — писал он. Теперь его больше занимала постройка Странноприимного дома (нынешний институт Склифосовского) в память о покойной супруге.

В 1830 году, посетив усадьбу, Александр Пушкин написал: «Роговая музыка не гремит в рощах Останкино и Свирлово (Свиблово)... Плюшки и цветные фонари не освещают английских дорожек, ныне заросших травой, а некогда усаженных миртовыми и померанцевыми деревьями, насчитывающими сотни лет своего существования. Барский дом дряхл...»

После того, как Николая Шереметева перевели на службу в Северную столицу, театр прекратил свое существование, а усадьба стала постепенно приходить в упадок.

Однако еще один блестящий — длиною в неделю — период Останкину суждено было пережить. В 1856 году здесь жил, готовясь к коронации, Александр II с семейством, с чрезвычайным уважением относившийся к благотворительным инициативам Д. Н. Шереметева. Подготавливая покои для императорской фамилии, дворец решительным образом «перетряхнули» — в частности, театр превратили в зимний сад.

В 1860-х годах на земли Останкина пришли новые «колонисты» — дачники, а в последней четверти XIX века и сам дворец уже открыли для публики. Революционные события мало что изменили в этом отношении (но не для наследников, конечно).

В 1919 году главный дом переоборудовали под музей, а в 1938-м назвали его «Останкинским дворцом-музеем творчества крепостных». Просто новые власти вспомнили, кто строили дом, оформлял интерьеры и играл в театре.

С 1992 года бывшее имение Шереметевых носит название Московский музей-усадьба «Останкино», и его коллекция состоит в основном из личных вещей Шереметевых, а также из предметов, некогда украшавших дома богатых москвичей - картин, золоченой и наборной мебели, русского, европейского и восточного фарфора...

С 1996 года во дворце ежегодно проводился театрально-музыкальный фестиваль «Шереметевские сезоны», пока в 2013-м усадьбу не закрыли на реконструкцию.

Усадьбы Москвы.


Саша Митрахович 15.11.2017 07:35

Храм Живоначальной Троицы Останкино

Храм Живоначальной Троицы Останкино

Рядом с усадебным домом в Останкино стоит храм Живоначальной Троицы, построенный в XVII веке (1692) князем Михаилом Черкасским. Сам Патриарх Московский и всея Руси Иоаким благословлял князя на строительство каменной церкви взамен старой деревянной.

Князь Черкасский слыл крупнейшим по тем временам землевладельцем, в собственности которого находилось около десяти тысяч дворов. И, кстати, это была не первая церковь, которую Михаил Черкасский построил на свои деньги.

В июле 1730-го проездом в Троице-Сергиев монастырь, усадьбу Черкасских посетила императрица Анна Иоанновна, а в 1742 году четырежды здесь побывала Елизавета Петровна.

Храм Живоначальной Троицы построен в стиле московского узорочья из красного кирпича, отделанного изразцами и белым резным камнем.

Отличительной чертой храма в Останкине является обилие декоративных элементов, которыми украшен буквально каждый сантиметр фасадов. Они придают ему живописный и нарядный вид, сравнимый разве что с Покровским храмом на Красной площади.


Саша Митрахович 19.12.2018 11:51
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча