Варлаам Керетский

В отличие от Трифона Печенгского и Феодорита Кольского Варлаам Керетский относится к числу тех Кольских святых, которые не только подвизались здесь, но и родились и провели жизнь исключительно в Карело-Кольских пределах. На протяжении столетий Варлаам Керетский оставался официально не канонизированным.
О преподобном Варлааме Керетском известно, что он появился на свет в ныне опустевшем селе Кереть бывшего Кемского уезда, что располагалось в устье одноименной реки Кандалакшской губы Белого моря. Повзрослев, преподобный Варлаам Керетский стал священником «в Колском граде», в храме во имя святителя Николая Чудотворца, где «добре подвизался на невидимого врага козни».
Молитвы преподобного Варлаама Керетского оказались настолько действенными против дьявольских ухищрений, что живший неподалеку от Колы бес, который требовал жертвоприношений, вынужден был оставить свое место. Гонимый бес пообещал, что люто отомстит обидчику, и сдержал свое обещание: он внушил Варлааму, когда тот служил литургию, что его жена неверна ему. Одурманенный внушением нечистого, преподобный убил супругу.
За слепотой бесовского наваждения пришло глубокое раскаяние в содеянном. Варлаам понял, что больше не может стоять у святого престола. Взяв с собой тело убитой жены, он отплыл на рыбацкой лодке в море. Долгое время скитаясь по суровым северным водам, Варлаам «без сна пребываше, моля Бога со слезами об отпущении греха».
Преподобный Варлаам Керетский надеялся — Всевышний заберет его жизнь во время шторма. Сохранились предания, что от непрерывной гребли и борьбы со встречным ветром преподобный стал горбатым. У поморов даже родилась присказка: «Пошел, как Варлаам, против ветра». Эта поговорка, вероятно, трансформировалась и в поговорку норвежских рыбаков: «Русский поп жену привез», — говорят они, если с моря наступает туман. Скитания Варлаама продолжались очень долго, за это время останки его жены полностью истлели, превратившись в прах.
В одной из бухт мыса Святой Нос преподобный совершил свое первое чудо. Рассказывают, что когда-то в этом месте Кольского полуострова водились «корабельные сверлила» (вероятно, моллюски-древоточцы), которые причиняли большой вред кораблям, протачивая их обшивку. И вот Варлаам взмолился ко Господу, прося Его избавить корабелов от назойливых «сверлил». Мольба преподобного была услышана, древоточцы исчезли. С тех пор и до наших дней владельцы деревянных судов могут быть спокойны за свои корабли.
Интересно, что исследователи обращают внимание на округлые отверстия в остовах старинных кораблей, которые обнаруживают вдоль Кольского полуострова; по их мнению, эти дыры могу свидетельствовать о реальном наличии «корабельных сверлил» в этой части моря в древности. Для самого же Варлаама совершенное им чудо стало знаком прощения Богом, и он принимает решение вернуться в Кереть.
Варлаам Керетский в Керети
В Керети Варлаам похоронил прах жены. Здесь же он принял постриг и начал свой монашеский путь, подвизавшись на берегу озера, которое потом получило название Варлаамова. Еще накануне революции местные жители могли указать на старинную келью, в которой, по легенде, некоторое время жил преподобный. Желая еще большего уединения, Варлаам оставил место первоначального подвига и переплыл на некий остров в губе Чупе. Являя пример крайней степени отрешения от мира, преподобный жил «в пещере со зверями». На острове он также поставил часовню. В назначенный час Бог забрал душу раскаявшегося в убийстве Варлаама. Точная дата его смерти неизвестна.
Посмертные чудеса Варлаама Керетского
Прошли годы, вероятно, даже десятилетия, и преподобный Варлаам продолжил творить чудеса — естественно, уже посмертные. В 1635 году он явился воеводе Волынцеву и исцелил того от болезни. Благодарный воевода решил «сотворити сень» над местом погребения чудотворца, а также поставить крест. Не позднее 1658 года монах Сергий Шелонин из Соловецкой обители составил канон преподобному, еще через несколько лет появилась запись чудес, в которой впервые воедино были собраны свидетельства о явлениях и помощи Варлаама страждущим. Еще раньше этих событий, на рубеже XVI—XVII веков, была составлена «Повесть о преподобием Варлааме Керецком», первоначальный свод данных о непростой жизни подвижника. Стремительный рост почитания преподобного привел к тому, что около 1664 года его останки перенесли на новое место — в Кереть. Здесь их погребли неподалеку от алтаря Георгиевской церкви.
Мощи преподобного Варлаама Керетского
В 1722 году мощи преподобного были обретены вновь. Когда их внесли в алтарь, распространилось благоухание «подобно-де тому, как от росного ладана дым». Сами останки являли пример нетления. Однако недоверчивый ко всякому чуду «синодальный» XVIII век не заметил в этом признаков настоящего чуда. Святейший Синод не запретил почитать Варлаама, но объявил сказания о чудесах не заслуживающими доверия. Официальное церковное признание преподобного состоялось только в XX веке. В 1903 году его имя попало под 6 ноября в «Верный месяцеслов», затем в Соборы Карельских святых Русской и Финляндской Православных Церквей. Наконец, в 2003 году но благословению Патриарха Алексия II был установлен Собор Кольских святых, в котором Варлаам также обрел свое место.
До недавнего времени почитателей преподобного огорчало то, что его мощи в 1960-х годах были утрачены. Однако полтора года назад внук бывшей жительницы села Кереть сообщил: бабушка наказала ему хранить эту святыню, которую она вывезла из села, покидая родные края пятьдесят лет назад. 28 января 2015 года состоялось торжественное обретение мощей святого Варлаама Керетского.