Трифон Печенгский

На фото: Преподобный Трифон Печенгский. Икона Троицкого храма.
Преподобный Трифон Печенгский, один из трех столпов православия русского Крайнего Севера (наряду с преподобными Феодоритом Кольским и Варлаамом Керетским), основатель самого северного православного монастыря, оставил особую веху в церковной истории.
Жизнеописание Трифона Печенгского нам известно в основном из его Жития, сохранившегося в нескольких редакциях, канона, составленного знаменитым соловецким книжником Сергием Шелониным, а также некоторых зарубежных источников.
Записи о Трифоне и совершенных чудесах начали составляться уже через непродолжительное время после его смерти, последовавшей 15 декабря 1582 года. Многие из них не уцелели, сгинув в пожарах. Посмертные чудеса писались со слов тех, кто был их свидетелями, зачастую эти записи отражали живую разговорную речь очевидцев, лишенную книжных изысков. Помимо записей, конечно же, существовали и устные предания. Весь этот материал, видоизменяясь, находясь в постоянном взаимовлиянии, подвергаясь редактуре, дал интересный сплав свидетельств о преподобном Трифоне Печенгском — его Житие.
Житие Трифона Печенгского
Считается, что Трифон родился в Новгородской земле. Возможным местом появления его на свет называется Торжок. В Житии преподобного об этом написано следующее:
«Сей святый великий проповедник и пустынный житель, преподобный отец Трифон, рождение и воспитание имеяй в новгороцких пределех, от самого ли Великого Нова Града, или от иных новгороцкия страны градов и весей, того в писании не обретаем. Глаголет же ся от некиих, якобы отечество преподобнаго близ града Торшка».
Новгородское происхождение Трифона Печенгского подтверждается свидетельством немца Генриха Штадена, при Иване Грозном состоявшим в опричнине и впоследствии написавшем знаменитые записки о пребывании в России. Штаден указывает, что Трифон пришел «в страну лопарей из Великого Новгорода» через Норвегию.
Согласно Житию, преподобный Трифон, родившийся в семье благочестивых родителей, с детства являл пример благочестия и всей жизнью своей готовился к великому монашескому пути.
Трифон уединился в Лапландии, на Печенге. Жестокий северный край, в котором безраздельно властвовали лютые холода и пронизывающие ветры, давал достаточно возможностей для испытания своей веры и силы воли. Следует отметить также, что, согласно распространенным в Средневековье представлениям, врата ада находились где-то на Севере. Таким образом, отважные подвижники, шаг за шагом приближаясь к северным широтам, выступали и авангардом воинства Христова, неся духовный меч туда, где князь мира сего являлся полноправным хозяином.
Через некоторое время пути Трифона пересеклись с путями другого видного подвижника Севера — Феодорита Кольского. Феодорит, в ту пору уже опытный монах, взял на себя духовное окормление Трифона. В течение нескольких лет он обучался у наставника иноческому деланию. За это время он осознал свое новое призвание — нести учение Христа тем, кто далек от Него, оставаясь верен языческим заветам отцов и дедов. В Лапландии не нужно было днем с огнем искать некрещеных — местные жители лопари (саамы), которых немало повидал на своем веку Трифон, стали объектом миссии подвижника.
Трифон Печенгский основывает монастырь

Просветительские усилия Трифона встречали поначалу яростное сопротивление. Неоднократно подвижник чудесным образом спасался от преследователей. Но вода камень точит, и среди язычников появились те, кто начал прислушиваться к словам проповедника, а затем и оказался готов принять новую веру. Титанические труды Трифона, усугублявшиеся крайне трудными природными условиями, давали плоды. Для оглашенных лопарей святой выстроил храм во имя Святой Троицы. Здесь он принял иноческий постриг, здесь же возник первый в Лапландии монастырь - Трифонов Печенгский монастырь.
Однако нелегко складывались отношения Трифона с братией. Древний книжник вложил в уста преподобного Варлаама Керетского, бывшего другом преподобного Трифона Печенгского, такие слова:
«Сподобился ты еси обитель воздвигнути и братию собрати, будут бо зде людие и села зле неукротимы, яко дивии звери, твоей ярости и острожелчию подобящася».
Ярость насельников оказалась столь великой, что Трифону, которому угрожали расправой, пришлось на несколько лет покинуть монастырь. Пока основателя монастыря не было, братия перешла ниже по течению Печенги, в ее устье, здесь возникла новая обитель — Нижний монастырь.
Смерть Трифона Печенгского
Около 1557 года преподобный вернулся на Печенгу. Здесь он подвизался в молитвах еще четверть века, до своей кончины 15 декабря 1582 года.