Внутри Храма Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге

Внутри Храма Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге

Число прихожан и просто посетителей Успенской церкви постоянно увеличивалось, и перед Василием Косяковым стояла непростая задача: максимально увеличить внутреннее пространство храма. Для этого архитектор использовал различные методики, среди которых наиболее оригинальным и эффективным оказалось решение, принятое осенью 1896 года уже в ходе строительства: обойтись по возможности совсем без колонн, поддерживающих своды!

Косяков решил использовать систему пересекающихся арок пролетом в 10 саженей для поддержки массивного главного барабана. Это позволяло избегнуть установки на большей части интерьера пилонов - столбов с большим сечением в качестве опор и увеличить внутренний объем подкупольного пространства. Идея была абсолютно новаторской: до этого в России систему перекрещивающихся арок не использовал никто. Вдобавок арки изготавливались не кирпичными, а целиком из монолитного бетона.

Практика показала правильность такого подхода; кроме того, дополнительным бонусом архитектору стало значительное улучшение акустических свойств внутреннего храмового пространства. Вдобавок новая технология сэкономила время постройки храма на целый сезон!

Украшать внутренние интерьеры Успенского храма начали уже с 1902 года, и за 24 месяца его стены были расписаны иконами в честь Успения Божией Матери работы мастериц-сестер из петербургского столичного Новодевичьего монастыря. Кроме того, часть святынь и икон старинного письма была передана в храм непосредственно из Киево-Печерской лавры.

Роспись интерьеров с 1902 по 1903 год выполняли московские художники Дьяконов, Снегирев, Струнников и Яковлев под руководством академика Федора Андреевича Соколова.

Существование внутри храма ледового катка нанесло большой ущерб интерьерам, в особенности настенной росписи. Замечательные росписи были попросту замазаны штукатуркой, белилами и масляной краской, причем местами наносилось до восьми слоев!

Холод и влага постепенно разрушали закрашенные ретивыми вандалами росписи на стенах Успенского храма. После возвращения его в 1991 году Русской православной церкви для спасения росписей пришлось создавать специальную группу художников-реставраторов, которые восстановили уникальные изображения. Для реставрационных работ в эту группу специально приглашались выпускники Российской академии художеств, хорошо понимающие академический характер настенной живописи православного храма.

Поскольку местами почти 90 % оригинальных росписей погибло, использовались аналоги росписи работы дореволюционных живописцев и архивные фото росписей, в том числе из Успенского храма Киево-Печерской лавры, разграбленного и взорванного немцами в 1941 году.


Саша Митрахович 28.10.2018 12:33
Загрузка...

Читать следующую статью

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге богослужения контакты как добраться расположение на карте

Читать предыдущую статью

Храм Успения Богородицы архитектура

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча