Внутри Никольского храма Касимова

Скромная внешность Никольского храма Касимова как бы подсказывает впервые пришедшему к ней человеку — внутри должно быть все столь же просто, если не скудно. С таким предположением он входит в храм и в первый момент зажмуривается от барочной роскоши интерьера, которая буквально бьет в глаза. В этом контрасте, быть может, заключается главная эстетическая «изюминка» церкви.
Главный вход в храм устроен сбоку, с севера, между колокольней и трапезной. При входе — церковная лавка. Далее широкая низкая арка открывается в просторную трапезную. В ней устроены два симметричных придела. Левый придел освящен во имя мученика Иоанна Воина, правый — во имя святителей Димитрия Ростовского и Митрофана Воронежского. Придел Иоанна Воина существовал в храме изначально; когда появился Димитриевский
придел — не вполне понятно. Во всяком случае, в описи 1764 года он уже упоминается. Разумеется, тогдашние приделы выглядели совершенно по-другому; нынешнее помещение для них появилось лишь во время перестройки 1860-х годов.
Из трапезной довольно длинный проход с низким цилиндрическим сводом ведет в основной четверик — самую старую часть церкви. Четверик — совсем небольшой, если не сказать — крохотный, однако ощущения тесноты здесь не возникает благодаря солидной высоте помещения и прекрасной освещенности.
В Никольском храме везде очень светло, но было так не всегда — в одном из исторических документов отмечается, что церковь «темна, так как имеет мало света, но отличается благолепием». Утверждение это ныне воспринимается с некоторым недоумением — окон в храме хватает и света тоже.
А вот про «благолепие» сказано совершенно точно. Оно сохранилось в полной мере (ибо Никольский храм не разорялся в богоборческую эпоху) и даже, после соответствующей реставрации, приумножилось. Основная составляющая этого благолепия — великолепный «из древа резной позлащеной» иконостас XVIII века, возвышающийся до сводов четверика. Впечатление производит он немалое.
Потолок церкви покрыт росписями, созданными, вероятно, лет двести назад — в пользу этого говорит академическая манера, в которой они исполнены. Впервые в советское время фрески реставрировались в 1950 году; судя по их нынешнему прекрасному состоянию, поновлялись они и позже. В трапезной части тогда же, в 1950 году, стенная живопись была дополнена.