Выголексинское общежительство

Выголексинское общежительство

На фото: А. Денисов и С. Денисов с изображением Выговского общежительства.

К югу от Беломорска, в верхнем течении Выга расположено одно из самых знаменитых старообрядческих мест России — бывший крупнейший центр староверов-беспоповцев, положивший начало поморскому согласию. Он состоял из мужского Выговского и женского Лексинского общежительств под единым управлением.

Как образовалось Выголексинское общежительство

В последней четверти XVII века на северо-восточном берегу Онежского озера, по верхнему и среднему течению реки Выг, в труднодоступном и незаселенном районе стали искать себе прибежища недовольные церковной реформой патриарха Никона. С конца 1670-х годов здесь появились отдельные скиты и поселения.

Выголексинское общежительство было основано в октябре 1694 года дьячком из села Шуньга Д. Викулиным и посадским человеком из Повенецкого рядка (ныне поселок Повенец в Карелии) А. Денисовым. Для организации внутренней жизни Выголексинского общежительства основатели воспользовались уставами Соловецкого, Кирилло-Белозерского, Троице-Сергиева и Иосифо-Волоцкого монастырей.

Житие Андрея Денисова, одного из основателей Выговской пустыни. Экспонат выставки «Российская империя в XVIII веке» в Государственном историческом музее.

Традиции древнерусской монастырской жизни Выг впитывал не только из книг, но и от непосредственных ее носителей — монахов, ушедших из своих монастырей из-за неприятия богослужебных реформ и переселившихся на Выг. Особая роль в организации старообрядческого Выголексинского общежительства в этом регионе принадлежала монахам Соловецкого монастыря, которые покинули обитель во время Соловецкого восстания 1667—1676 годов и которые активно проповедовали «древнее благочестие» в Поморье.

Выголексинское общежительство стало одним из главных идейных центров беспоповства. Здесь разрабатывались основные идеи этого направления в старообрядчестве: теория духовного антихриста, идея вынужденного отсутствия священства, определение «нужно-потребных» таинств (крещение и покаяние) и обоснование возможности их совершения «простецами», образование института духовного наставничества. Уже источники конца XVII века свидетельствуют о сложившемся к этому времени на Выге почитании старообрядческих мучеников и их мощей, об отсутствии моления за царя и других особенностях жизни беспоповцев.

Развивая древнерусские традиции, Выг наполнял их собственным содержанием. В первой трети XVIII века здесь прочно укоренилась традиция почитания настоятелей (духовных наставников), сохранявшаяся на протяжении всего существования общежительства.

Изображение мужского поселения Выголексинского общежительства.

В пустыни была создана единственная в старообрядчестве литературная школа, явившаяся вариантом московского барокко второй половины XVII века. Наставники Выга заботились о распространении своего учения и об основании поморских общин в различных районах России, в частности на Севере, в Сибири, Пермском крае, Петербурге, Москве. Принимая участие в развитии горнозаводской промышленности Сибири, выговцы поддерживали возникавшие там общины поморского согласия.

Уничтожение Выголексинского общежительства

Выголексинское общежительство существовало до 1850—1860-х годов, когда правительство пошло на выселение местных старообрядцев и конфискацию их имущества. В настоящее время на месте Выголексинского общежительства и «скитов» располагаются поселки лесорубов и небольшие поселения дачного типа. Центром бывшего старообрядческого уголка в настоящее время можно считать деревню Данилово. О находившемся здесь прежде обширном общежительстве напоминает только рельеф местности.

Как добраться в деревню Данилово

Данилово отстоит от Беломорска на 180 километров. Но это по прямой, а дорог в тех глухих лесах нет. Путешественнику лучше доехать до Медвежьегорска, а далее добираться в Данилово автобусом Медвежьегорск-Огорелыши. Следует учесть, однако, что автобус ходит не каждый день.


Саша Митрахович 15.02.2018 11:26
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча