Знаменский собор Тюмень
Содержание:
Начальная история тюменского Знаменского собора вызывает немало вопросов, строительство храма по разным версиям могло занять от 20 до 33 лет.
Строительство Знаменского собора в Тюмени
Известно, что у каменного Знаменского собора было два деревянных предшественника. Летом 1766 года страшный пожар уничтожил всю Тюмень, и Знаменский храм не избежал гибели в огне.
В 1768 году на пепелище была заложена каменная Знаменская церковь, ее строили уже в контексте новой концепции развития Тюмени и рождение каменной Знаменской церкви совпало с рождением той Тюмени, которую мы сегодня знаем.
Храм предполагалось возвести холодным, однако для богослужений в зимнее время решили заложить теплый «престол в трапезе о полуденную сторону» во имя святителя Иоанна Златоуста, на что в 1769 году последовало благословение епископа Тобольского и Сибирского Варлаама (Петрова).
В 1775 году Иоаннов придел освятили, но работы в основном храме затянулись. Собор строился на приходские деньги, всего на нее оказалось потрачено 10000 рублей (очень серьезная сумма по тогдашним меркам), средств то и дело не хватало, и строительство (равно как и труды оформителей) приходилось периодически замораживать.
Имена авторов Знаменского собора Тюмени, выстроенного в стилистике сложившегося к тому времени «сибирского барокко» неизвестны. Зато иконы для храма писали тюменский мещанин Е.К. Соломатов (в 1789 году) и тобольский ямщик Ф. И. Черепанов (с 1799 года).
Знаменский собор Тюмени история
На фото: Знаменский собор в 1968 году.
За первые сто лет своего существования, считая с даты освящения главного престола, Знаменский собор Тюмени неузнаваемо изменился, превратившись в конце концов из достаточно простого и традиционного храма-«корабля» в сложнейшее сооружение, поражающее нас ныне своими причудливыми формами.
На протяжении всего XIX столетия Знаменский храм жил неторопливой приходской жизнью. За исключением стихийных бедствий, во время одного из которых — холерной эпидемии 1848 года — была обретена чудотворная икона Божией Матери «Знамение», «внешняя» жизнь церкви сводилась к череде поновлений и переустройств.
В 1904 году к Знаменскому храму пристроили северный придел, а над трапезной поставили восьмигранный световой барабан, перекрытый куполом, — все это, вкупе с «подросшей» на один ярус колокольней, совершенно преобразило Знаменский храм. Именно в таком виде он предстает сегодня нашим взорам, несколько даже теряющимся от нарядного «изобилия» и динамизма его форм, перетекающих одна в другую.
Не обошли церковь и технические новшества. Знаменский храм освещался электричеством, причем электрическое освещение было устроено не только внутри церкви, но и снаружи. В 1913 году он перестал быть приходской церковью, получив высокий статус собора.
Между тем, благополучные времена подходили к концу — грянула революция, похоронившая Российскую империю. Знаменскому собору, пожалуй, повезло (сравнительно, конечно!) — его не уничтожили ни в истерические 1930-е годы, ни во времена хрущевского гонения на религию, да и не свойственные православному храму роли он играл не слишком долго.
Собор не избежал ограбления в пору так называемого «изъятия церковных ценностей» в 1922 году, причем грабители отличились особым пристрастием к иезуитским приемам. Когда верующие предложили комиссии, собиравшейся «конфисковать» ризу с чудотворной иконы Божией Матери «Знамение», заменить ее равноценным количеством серебра и драгоценностей, та согласилась, но уже спустя месяц представители комиссии пришли и за самой ризой, поживившись тем самым у «религиозников» в двойном размере.
А потом Знаменский собор передали обновленцам, в 1929 году устроили в нем общежитие для курсантов-колхозников. В сентябре 1941 года здание церкви переоборудовали под военные нужды — в основном помещении жили военнослужащие, а в обезображенном южном приделе оборудовали гараж. Наконец, в 1945 году — на волне потепления отношений между властями и Церковью — Знаменский собор вернули верующим, и уже навсегда.
В 1948 году в мае Знаменский собор получил статус охраняемого памятника архитектуры.
Тюменская икона Божией Матери «Знамение»
На фото: Икона Божией Матери «Знамение» в Знаменском соборе Тюмени. Главная святыня Знаменского собора — икона Божией Матери «Знамение». Летом 1848 года в Тюмень пришла страшная беда — в городе разразилась эпидемия не знаемой прежде в этих местах холеры. Казалось, спасения нет. Но спасение явилось, и его принес образ Божией Матери, известный местным жителям . . .
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Архитектура Знаменского собора Тюмени
Знаменский собор смотрится очень празднично — свою роль тут играют и особенности композиции, и богатый декор, и бело-синие цвета экстерьера, имитирующие светотеневую лепку фасадов даже в пасмурную, бессолнечную погоду, и разнообразие форм, невозможным образом складывающихся в прекрасное целое...
Но вот что поразительнее всего. Первоначальный «вариант» храма создавался во второй половине XVIII века, освящали его в самом начали XIX столетия, а перестраивали в начале XX столетия — общее время условного строительства заняло полтора века, за которые на российских просторах сменилось несколько архитектурных стилей. И если барочные пристрастия строителей Знаменской церкви вполне понятны — классицизм, уже выступавший на первые роли в столицах, до провинции тогда еще не добрался (а кроме того, барокко в его сибирском «изводе» предоставляло зодчим так много степеней свободы, что, надо думать, казалось стилем необыкновенно удобным, «сподручным»), — то в начале-то XX века бал правили псевдорусский стиль, эклектика, модерн.
Насколько же тонким стилистом был безымянный автор проекта тогдашней реконструкции храма, что почувствовал все особенности его организации и сумел, расширяя церковь, ничего не испортить и все «нововведения» привести в полную гармонию с тем, что уже было!
Знаменский собор Тюмени внутри
Главный вход в Знаменский собор находится с запада, он расположен под колокольней. Пройдя через притвор и под хорами, вы попадаете в трапезную. Кстати, хоры — единственное место, где сохранились элементы оформления, относящиеся к дореволюционной эпохе: это деревянные резные консоли и деревянная обрешетка перил с геометрическим рисунком.
Четырехстолпная трапезная — самая обширная по площади часть Знаменского собора. Над нею в начале XX века был устроен восьмигранный световой барабан, снабженный небольшой главкой. Трапезная через арочные проемы раскрывается в приделы: северный — во имя святителя Николая Чудотворца, и южный — во имя святителя Иоанна Златоуста. Подобные же арочные проемы соединяют трапезную с притвором и основным четвериком. Эта округленность форм (добавим сюда еще купол над трапезной, замыкающий упомянутый восьмигранный барабан) и сочетание отдельных пространств посредством широких проходов, неотьединенность их друг от друга сообщают какую-то мягкость всему интерьеру.
Храм богато украшен — в частности, росписями архитектурного, орнаментального и сюжетного характера; все они — нового времени, относятся ко второй половине XX века, хотя не исключено, что выполнялись поверх остатков старых росписей, сделанных в процессе реконструкции храма в начале XX столетия.
Что касается основного четверика, то он, по сравнению с трапезной (да если еще к ней прибавить приделы), весьма невелик. Два ряда окон дают ему прекрасную освещенность, а солидная высота — очевидную устремленность вверх.
Древний иконостас, для которого некогда писал иконы тобольский ямщик Федор Черепанов, давно утрачен — как, впрочем, и все убранство храма, относящееся к XIX веку. Нынешний центральный иконостас, в три яруса, был изготовлен в конце 1940-х годов (когда богослужения в соборе уже возобновились) мастером И.С. Шавриным. Про последнего известно, что он до революции работал в очень популярной в Тюмени иконописной мастерской М.С. Караваева. Иконописцы в этой мастерской трудились самых разных дарований и профессиональных качеств, что объяснялось широким социальным срезом заказчиков.
Встречались, впрочем, и настоящие, необыкновенно талантливые мастера. Во всяком случае, И. Шаврина ремесленником-поденщиком не назовешь — Знаменский иконостас его работы глядит вполне достойно, не без уместной торжественности.
Знаменский собор Тюмени богослужения контакты как добраться расположение на карте
Знаменский собор Тюмени богослужения:
Богослужения в Знаменском кафедральном соборе совершаются ежедневно:
- литургия — в 8:30
- вечернее богослужение — в 17:00
По воскресным дням совершаются две литургии: ранняя (в 6:00) и поздняя (в 9:00). Накануне — всенощное бдение (в 17:00). Расписание богослужений можно уточнить на странице Знаменского собора «ВКонтакте»: www.vk.com/znamenckiy.
Контакты:
- Адрес: 625003, Россия, г. Тюмень, ул. Семакова, 13
- Телефон: +7 (3452) 46-85-76, 46-60-16, 46-81-17
Как добраться самостоятельно к тюменскому Знаменскому собору:
Тюмень — динамично развивающийся областной центр, и добраться до него из других крупных российских городов не составит труда. Сюда летают самолеты, через город идет основной железнодорожный путь на восток — знаменитый Транссиб. В распоряжении тех, кто решится ехать в Тюмень на автомобиле, автодороги Р-351 (от Екатеринбурга), Р-254 (от Кургана) и Р-402 (от Омска).
Знаменский собор расположен в самом центре города, рядом с основной городской магистралью — улицей Республики. Неподалеку — несколько остановок общественного транспорта, ближайшая из них — «Гостиница „Нефтяник“». От железнодорожного вокзала сюда можно доехать, например, на автобусах №№13, 20, 34 или маршрутном такси №34.