Знаменский собор Тюмени внутри

Главный вход в Знаменский собор находится с запада, он расположен под колокольней. Пройдя через притвор и под хорами, вы попадаете в трапезную. Кстати, хоры — единственное место, где сохранились элементы оформления, относящиеся к дореволюционной эпохе: это деревянные резные консоли и деревянная обрешетка перил с геометрическим рисунком.
Четырехстолпная трапезная — самая обширная по площади часть Знаменского собора. Над нею в начале XX века был устроен восьмигранный световой барабан, снабженный небольшой главкой. Трапезная через арочные проемы раскрывается в приделы: северный — во имя святителя Николая Чудотворца, и южный — во имя святителя Иоанна Златоуста. Подобные же арочные проемы соединяют трапезную с притвором и основным четвериком. Эта округленность форм (добавим сюда еще купол над трапезной, замыкающий упомянутый восьмигранный барабан) и сочетание отдельных пространств посредством широких проходов, неотьединенность их друг от друга сообщают какую-то мягкость всему интерьеру.

Храм богато украшен — в частности, росписями архитектурного, орнаментального и сюжетного характера; все они — нового времени, относятся ко второй половине XX века, хотя не исключено, что выполнялись поверх остатков старых росписей, сделанных в процессе реконструкции храма в начале XX столетия.
Что касается основного четверика, то он, по сравнению с трапезной (да если еще к ней прибавить приделы), весьма невелик. Два ряда окон дают ему прекрасную освещенность, а солидная высота — очевидную устремленность вверх.
Древний иконостас, для которого некогда писал иконы тобольский ямщик Федор Черепанов, давно утрачен — как, впрочем, и все убранство храма, относящееся к XIX веку. Нынешний центральный иконостас, в три яруса, был изготовлен в конце 1940-х годов (когда богослужения в соборе уже возобновились) мастером И.С. Шавриным. Про последнего известно, что он до революции работал в очень популярной в Тюмени иконописной мастерской М.С. Караваева. Иконописцы в этой мастерской трудились самых разных дарований и профессиональных качеств, что объяснялось широким социальным срезом заказчиков.
Встречались, впрочем, и настоящие, необыкновенно талантливые мастера. Во всяком случае, И. Шаврина ремесленником-поденщиком не назовешь — Знаменский иконостас его работы глядит вполне достойно, не без уместной торжественности.