Борис Алексеевич Голицын - «Дядька» Петра I

Борис Алексеевич Голицын - «Дядька» Петра I

На фото: Портрет князя Бориса Алексеевича Голицына.

Первые Голицыны пришли на Русь из Литвы и были потомками князя Гедимина, основателя Вильны (ныне — Вильнюс), которого многие историографы называют собирателем западнорусских земель, сравнивая его с современником — князем Иваном Калитой, который собирал земли на востоке.


Внук Гедимина Патрикий состоял на русской службе, у великого князя Московского Василия I, сына Дмитрия Донского. На дочери Василия I был женат его сын. Потом кто-то из потомков литовского князя получил прозвище «Голица», то есть «боевая рукавица». Прозвище, как это часто случалось в те времена, преобразовалось в фамилию знатного рода...

Борис Алексеевич Голицын, с именем которого связано строительство Знаменского храма в Дубровицах, родился в июле 1651 года. Родители с детства определили его (вместе с его двоюродным братом Василием) в стольники к царевичу Федору Алексеевичу. Таким образом, мальчик рос вместе с царскими детьми, вместе с ними постигал науки и изучал иностранные языки, получил прекрасное образование. Его учителем, между прочим, был знаменитый Симеон Полоцкий. Так что европейские манеры и хороший вкус привили владельцу села Дубровицы буквально с младых ногтей.

В период регентства царевны Софьи Алексеевны его кузен Василий Голицын возглавил Посольский приказ, став, по сути, премьер-министром в нашем понимании, а Борис Алексеевич — Казанский приказ, ведавший присоединенными к Руси в недавнее время юго-восточными территориями. Впрочем, отказать в дальновидности Борису Голицыну нельзя. Достаточно быстро он понял, в каком направлении развиваются события, и занял сторону оппонентов Софьи, то есть будущего императора Петра I. Он оказывал всяческую поддержку матери Петра — Наталье Кирилловне Нарышкиной, а та, в свою очередь, сделала Бориса Алексеевича «дядькой», то есть наставником пока еще только номинального царя.

Голицын почти постоянно находился рядом с Петром — и в делах, и в «потешных» играх. Похоже, и связями с московскими иностранцами Петр был обязан именно своему наставнику — у того имелось немало знакомств среди иноземцев, проживавших в первопрестольной.

Придя к власти, Петр I, как мы помним, сурово расправился со своими противниками. Неминуемая казнь грозила и Василию Голицыну — еще бы, ведь он пытался в обход Патриарха Московского получить грамоту на венчание Софьи на царство. Но Борис ходатайствовал за двоюродного брата перед своим воспитанником. Плаху заменили ссылкой. Правда, и сам царский «дядька» тогда в опалу попал: ему велели отправляться в деревню. Но жизнь Голицына с полноценной ссылкой имела мало общего — к нему приезжали гости, в том числе иностранцы. Хозяин поражал их своей эрудицией... и несдержанностью. Например, историк С.М. Соловьев отмечает, что Голицын изумлял гостей «своим грубым обращением с музыкантами-поляками» и приводил в ужас «выходкою против несчастного учителя детей своих, тоже поляка». Иной раз князь злоупотреблял и вином.

Опала продлилась год; в 1690 году Петр I сменил гнев на милость и простил Бориса Алексеевича, даже к себе призвал, чтобы наградить своего «дядьку» боярским званием и вновь поставить во главе Казанского приказа. Однако из-за бунтов на вверенных ему территориях (в частности, в Астрахани) из Казанского приказа Голицына вскоре прогнали.

Флорищева пустынь — последний приют князя-инока.Это, впрочем, никак не сказалось на личных отношениях Голицына с Петром, испытывавшим к своему воспитателю неизменную симпатию. Известно, что постаревшему и страдающему подагрой Борису Голицыну царь прислал «собственной работы возило, или кресла, на которых больной мог ездить». Но здоровье князя все ухудшалось, умерли дочь и двое его сыновей, после чего Борис Алексеевич решил принять монашеский постриг. Он удалился во Флорищеву пустынь, что под Гороховцом. Там он постригся под именем Боголеп.

Спустя полгода инок Боголеп отошел ко Господу, оставив монастырю немало богатств. На его средства во Флорищевой пустыни возвели двухэтажный каменный корпус, получивший название Голицынского. Могила князя и возведенная над ней часовня-усыпальница со временем были утрачены, но на дореволюционных снимках видна надгробная плита с надписью:

«В лето от создания мира 7222 от Рождества Христова 1713, месяца апреля 25 дня Боярин Князь Борис Алексеевич Голицын отъехал из дома своего и пришельствовал в обитель сию Пресвятые Богородицы, честнаго и славного Ея Успения, нарицавшую пустыню, яко же на Флорищевых горах, и того же года месяца июня 9 дня в оной обители воспринял мнишеский чин, во иноцех наречен бысть Боголеп, и живяше в монастыре того же года октября до 18 числа, и преставился в 4 часу дня, и погребен бысть того же месяца в 31 день».

Не так давно по старым планам удалось найти могилу монаха Боголепа (Голицына). На ней поставили дубовый крест, привезенный паломниками из Дубровиц.

Личности России.


Саша Митрахович 05.10.2017 08:01

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча