Сергиево-Казанский собор Курск
Содержание:
Сергиево-Казанский собор Курска всегда столь поражал воображение горожан, что вокруг его строительства сложилось немало легенд и преданий. Православные храмы Курска.
Строительство Казанского собора Курска
Сергиево-Казанский собор в Курске построен на месте деревянной приходской церквушки. О ней известно, что она имела посвящение преподобному Сергию Радонежскому и сгорела в первой половине XVIII века. И опять же, как это часто бывало, расчищая пепелище, прихожане нашли чудом уцелевшую икону. В нашем случае — Казанский образ Божией Матери. Что удивительно, побывав в огне, он остался совершенно невредимым. Поэтому и решили куряне возродить церковь на старом месте — на сей раз в камне. Нижний, будничный, храм предполагалось посвятить — в память о старой церкви — преподобному Сергию Радонежскому, а верхний — праздничный — обретенной Казанской иконе Божией Матери.
Строительство Казанского собора в Курске началось в 1752 году. Подряд на строительство взял на себя купец Исидор Мошнин, однако храм он достроить не успел — преставился, оставив заботы о храме жене Агафье. Агафья Фотиевна была женщиной набожной, стройку она продолжила и лично контролировала. Нередко во время своих инспекций она брала с собой сына Прохора. Придя вместе с семилетним мальчиком в очередной раз, Агафья поднялась с ним на колокольню. А дальше произошло следующее: отрок Прохор упал с колокольни прямо на кирпичи и строительный мусор. Мать в ужасе побежала вниз, не рассчитывая увидеть сына в живых, но случилось чудо: мальчик остался цел и невредим.
Пройдут годы, и купеческий сын Прохор Мошнин прославится под именем преподобного Серафима Саровского — великого русского святого. На месте его падения у стен курского Казанского собора земляки установят памятник, а в самом храме ему посвятят придел.
Нижнюю церковь освятили через десять лет, а еще через пятнадцать — верхнюю. Иконостас собора - почти 20-метровое трехъярусное творение, поражает великолепием.
Легенда о Растрелли
Тот факт, что Сергиево-Казанский собор строился в стиле «елизаветинского барокко», необыкновенно популярном в середине XVIII века, породил ошибочное мнение, что курский храм возводил сам знаменитый Бартоломео Растрелли. Действительно, многие архитектурные приемы, использованные при создании этой церкви, характерны для творений великого зодчего, однако сам архитектор, ведший реестр собственных произведений, курский храм в их число никогда не вносил.
История Сергиево-Казанского собора Курска
На фото: Дореволюционный вид Сергиево-Казанского собора. Он остался практически неизменным.
До наших дней Сергиево-Казанский собор Курска дошел без существенных изменений. Серьезных перестроек не велось, а в советские годы в здании действовал музей. В целом — почти все так, как тогда, когда с колокольни упал мальчик Прохор. Вот только само место падения выглядит теперь иначе.
До 1833 года Сергиево-Казанский храм оставался обычным, приходским. В кафедральный собор он превратился только после того, как архиерейскую кафедру решили перенести из Белгорода в Курск. Примерно в то же время несколько изменился внешний вид церкви — с западной стороны к колокольне пристроили лестничную клетку.
Начало XX века
В жизни любого храма рано или поздно встает вопрос о реставрации. Так, необходимость некоторых восстановительных работ в Сергиево-Казанском соборе назрела к началу XX столетия. Тогда заново настелили полы, отделали под мрамор арки в нижнем храме. В основном же собор до наших дней сохранил свой первоначальный вид. Все реставрационные работы касались покраски крыш и стен, а также восстановления скульптурного орнамента на фасадах.
После революции 1917 года службы в Сергиево-Казанском соборе прекратились. Но судьба храма сложилась в богоборческую эпоху довольно благополучно — разумеется, на фоне общего антирелигиозного шабаша. Сначала в верхнем храме действовала картинная галерея, а внизу — художественная мастерская. Затем в бывшей церкви открыли музей религии и атеизма. Как ни странно это может прозвучать, подобные заведения были для храмов в советские годы своего рода палочкой-выручалочкой. Под их защитой сохранялось не только само храмовое здание, но и его интерьеры. Кроме того, превратив храм в музей, большевики начинали свозить в него реликвии из других окрестных церквей, превращая их в экспонаты и тем самым спасая от гибели.
Переосвящение храма
В разных источниках содержится различная информация о дате переосвящения храмов Сергиево-Казанского собора. По одной из версий, это произошло после реставрации Горностаева, по другой — событие было приурочено к открытию храма уже ближе к середине XX века. Как бы то ни было, в какой-то момент верхняя и нижняя церкви поменяли свои посвящения. Нижнюю освятили в честь Казанской иконы Божией Матери, а верхнюю — во имя преподобного Сергия Радонежского.
Память преподобного
Ныне в соборе буквально все дышит памятью о святом Серафиме Саровском. Мемориальная доска сообщает, что «в этом храме молился Прохор Мошнин, будущий преподобный Серафим Саровский». Ее установили к столетию канонизации святого, в 2003 году. А на другой год, отмечая двухсотпятидесятилетие рождения великого подвижника, в ограде собора поставили посвященную ему часовню. Три года назад, специально ко дню памяти преподобного Серафима Саровского, в приделе, освященном в его честь, полностью обновили иконостас.
Особо чтут верующие место падения отрока Прохора Мошнина с колокольни. Еще относительно недавно оно было окружено цветником. Позже его вымостили каменными плитами и установили здесь памятную доску с изображением святого и напоминанием о том, что произошло на этом месте в 1761 году.
Надо сказать, это не всем понравилось — критики говорили о том, что, когда в старину хотели особо отметить какое-либо место, его старались оставить его нетронутым. Некоторые приводили в пример петербургский храм Воскресения Христова (Спаса-на-Крови), который стоит возле того места, где был убит император Александр II: мол, сохранили же там участок набережной канала с решетками и булыжниками... А с другой стороны — любая память лучше, чем забвение.
Архитектура Сергиево-Казанского собора Курска
Архитектурно курский Сергиево-Казанский собор выстроен в стиле Елизаветинское барокко. В плане он имеет традиционную композицию, это «корабль» с запада на восток: колокольня — трапезная — основной храм — алтарь. Длина его (около 33 метров) по проекту почти ровно вдвое превышала ширину, что придавало геометрическую «правильность» сооружению. Появление в XIX веке большой пристройки разрушило эту строгую пропорцию.
Двухэтажное тело храма кажется слишком массивным в тесной оградке; формы напоминают скорее светский дворец, чем собор: несколько почти равновеликих четвериков, поставленных друг на друга. Чтобы не утяжелять их и без того «сундуковатые» формы, зодчий ограничился минимально допустимым для барокко набором декора: трехчастное деление стен пилястрами сложного ордера, изящный лепной орнамент, обрамляющий оконные проемы. Для каждого светового яруса — свой.
Скромное оформление фасадов позволило «отыграться» на завершении храма. Мощный верхний четверик переходит в восьмигранный свод, каждая грань украшена массивной люкарной с колонками, перекликающимися с колоннами, которые украшают верхние ярусы колокольни. Купол венчают опять же четырехгранный, со «стесанными» углами световой фонарь и затейливая «растреллиевская» главка. Завершение колокольни чуть строже, но гармония соблюдена идеально.
Западная пристройка у колокольни, этакий гипертрофированный портик, — помесь классицизма и «как бы барокко» — появилась в 1830-е годы. Она нарушила целостный облик здания. Пристройка диссонирует с завершением храма, при этом неожиданным образом «пришлась ко двору» его нижней части, образовав своего рода последовательное ступенчатое нисхождение разновеликих объемов: тело храма — трапезная... и вот эта самая пристройка. Диагональное тяготение книзу в значительной мере «остановило» вертикальный «взлет» колокольни. Немудрено, что колокольню упрекали в излишней грузности. Мысленно отчеркнем пристройку, представим храм в первоначальных формах... Надо полагать, и грузности поубавится, и пропорции станут живее, динамичнее, раскованнее. Что ни говори, а осторожнее надо быть с пристройками.
Сергиево-Казанский собор Курска богослужения контакты как добраться расположение на карте
Сергиево-Казанский собор Курска богослужения
Богослужения в Сергиево-Казанском соборе совершаются ежедневно: в будние дни — утром в 7:30, вечером в 17:00; в воскресные дни — утром в 8:00, вечером в 17:00. При храме действует воскресная школа. Занятия проводятся по воскресеньям с 12:00 до 16:00.
Контакты:
- Адрес: 305000, Россия, г. Курск, ул. М. Горького, 2
- Телефон: +7 (4712) 51-38-49, 51-38-80
- Сайт: www.ser-kaz-sob.orthodoxy.ru
Как добраться самостоятельно к Казанскому собору:
Поезда через Курск идут, как и следовало ожидать, с Курского вокзала Москвы. Есть и фирменной поезд «Москва — Курск», называется он «Соловей». Время в пути — семь-восемь часов.
Можно воспользоваться автобусным сообщением. Автобусы отходят от московских автостанций «Новоясеневская» (в Курске проездом) или «Теплый Стан» (до самого города). Время в пути — около 9 часов.
На автомобиле из Москвы нужно следовать по федеральной трассе Мг «Крым» через Тулу и Орел. Расстояние —530 километров.
Сергиево-Казанский кафедральный собор — пожалуй, самый красивый курский храм.