Успенский собор Кинешма

Успенский собор Кинешма

Ансамбль Троицко-Успенского собора в Кинешме можно увидеть на возвышенности на берегу Волги, на территории старого городского укрепления. Комплекс состоит из двух соборов: летнего Троицкого и зимнего Успенского.

Каменный Успенский собор построили в Кинешме примерно на том месте, где в Кинешемской крепости стоял деревянный Спасо-Преображенский соборный храм, сожженный поляками в 1609 году. В некотором смысле каменная церковь стала памятником тогдашним защитникам города.

Соборы Ивановской области.


Саша Митрахович 03.04.2018 08:21

Строительство Успенского собора Кинешмы

Строительство Успенского собора Кинешмы

Деревянный предшественник каменного Успенского собора возвели в прежней «осыпи» (так в документах XVII столетия называется Кинешемская крепость, основанная, как предполагается, в конце 1530-х годов). Находилась она примерно на том месте, где сейчас возвышается Успенский собор. И имела посвящение в честь Преображения Господня.

Во время Смуты в 1609 году польский отряд пана Лисовского, разгромив местное ополчение, ворвался в крепость. Как случалось в подобных случаях, все самое ценное, включая особые святыни и важные документы, было снесено в собор; там же закрылись те из горожан, кто не мог держать в руках оружие. В храме, подожженном поляками, они и погибли.

Следующие по времени сведения об Успенском соборе относятся уже к 1745 году, то есть к периоду его строительства и освящения, среди новых каменных храмов, построенных в ней в 1720—1750-х годах, значился и каменный собор. Его освятили в 1745 году.


Саша Митрахович 03.04.2018 09:00

История Успенского собора Кинешмы

История Успенского собора Кинешмы

История Успенского собора Кинешмы не слишком богата на «громкие» события. Пожалуй, самое интересное в начальной истории собора — это его превращение в соборный комплекс, ныне являющийся главным символом Кинешмы. В 1798 году рядом с Успенским собором поднялась стройная колокольня, а спустя сорок лет — зимний Троицкий собор. Все это, к счастью, пережило советское лихолетье и сохранилось до наших дней. Тоже ведь своего рода чудо.

Менялся внешний вид и самого Успенского собора. В начале XIX века к храму с запада пристроили низкий притвор с двухколонным портиком; в середине столетия собор обзавелся двумя приделами — их освятили во имя святого благоверного князя Александра Невского и равноапостольного князя Владимира. В начале XX века приделы надстраивались — видимо, тогда же они приобрели эклектичный, в духе времени, декор. Большие работы производились в соборе в 1850-х годах.

В 1940-х годах Успенский собор был разграблен, следы его дореволюционных святынь затерялись.


Саша Митрахович 03.04.2018 09:00

Архитектурный ансамбль Троицко-Успенского собора Кинешмы

Архитектурный ансамбль Троицко-Успенского собора Кинешмы

Архитектурный ансамбль Троицко-Успенского собора Кинешмы складывался постепенно. В самом конце XVIII столетия у северо-западного угла Успенского собора построили отдельно стоящую колокольню. Это — архитектурная доминанта дореволюционной (да и нынешней) Кинешмы. Стиль сооружения — переходный от барокко к классицизму, что очень характерно для провинциального зодчества той поры.

Давно замечено — на «сломах» стилевых эпох, когда новое борется со старым, не забывая заимствовать у последнего наиболее выразительные элементы, нередко появляются удивительные произведения искусства, которые можно условно назвать «синтетическими». Такова кинешемская соборная колокольня — шедевр в своем роде.

Успенский собор

Успенский собор КинешмаЧтобы понять, как первоначально выглядел Успенский собор Кинешмы, нужно мысленно лишить его западного притвора, выполненного в стилистике классицизма, и обоих приделов. Тогда увидим простой двусветный четверик с аттиком, увенчанный пятиглавием. Форма — знакомая и весьма архаичная для середины XVIII столетия, когда строился Успенский собор.

В это время в столицах уже доживало свой век барокко и на первые роли готовился выступить классицизм, но в провинции процесс смены стилей шел гораздо медленнее, и главными достоинствами храмов по-прежнему считались добротность исполнения, «крепкость» и следование вековым традициям — в данном случае, владимиро-суздальским и ярославско-костромским, на скрещении которых возводились тогда церкви по всей округе: в Ивановской и Костромской областях подобных храмов, относящихся, в общем-то, к уже «барочному» времени, но выглядящих гостями из прошлых веков, сохранилось немало. Таков и Успенский собор.

Из относительно новых деталей в нем можно отметить лишь восьмиугольные окна апсид да аттик — этот барочный элемент кто-то из местных мастеров подсмотрел в Москве и решил использовать в своей практике. Кто это был — не известно, однако вскоре аттик в «ивановских» церквах стал более чем привычен, почти обязателен. При этом заметим, что украшен аттик в нашем случае арочными нишами, выполняющими роль ложных закомар, то есть и здесь сказалось подозрительное отношение ко всякой «новизне»: ее решили «смягчить» приемами, заимствованными в древнерусском зодчестве.

Впрочем, совсем уж «старообразным» Успенский собор не смотрится, ибо позднейшие пристройки и перестройки превратили его в гибрид, в котором зазвучали ноты и классицизма первой половины XIX века, и эклектики рубежа XIX—XX столетий. Насколько гармоничен вышел результат, однозначно не ответить — мнения на сей счет высказываются разные.

Колокольня

Колокольня Троицко-Успенского соборного комплекса Кинешмы.Отойдя от нее на несколько десятков метров («большое видится на расстоянии»), рассмотрим колокольню подробнее. Перед нами — пять ярусов, в плане — уменьшающихся в высоту квадратов. Иногда, впрочем, говорят о четырех ярусах, иногда — о шести; и все это верно, ибо счет зависит от того, что мы называем «классическим» ярусом. Нижний ярус украшен рустом и оформлен пилястрами, второй, третий и четвертый — портиками тосканского ордера, причем если во втором ярусе портики увенчаны хорошо знакомыми нам треугольными фронтонами, то в четвертом роль фронтонов играют выступы карниза, обрамляющие люкарны. То есть нижние три яруса исполнены в «беспримесной» стилистике классицизма, но выше архитектурная структура усложняется элементами барокко. С дальнейшим движением в высоту барочная составляющая «сгущается», чему причиной и граненая форма кровель, с плавными, «колоколообразными» гранями, и напоминающее вазу основание шпиля, стрелой вонзающегося в небо. Выглядит все это довольно необычно, но эстетически убедительно.

Троицкий собор

Троицкии храм Троице-Успенского соборного комплекса Кинешмы, вид с улицы Советской. К двадцати метрах к западу от летнего Успенского собора в 1838 году возвели теплый Троицкий собор. Дата постройки не обманет — это, разумеется, высокий классицизм. На низком основном четверике, дополненном с трех сторон четырехколонными портиками, а с востока — апсидой, покоится мощный световой барабан, перекрытый «приплюснутым» граненым куполом. Изначально других куполов у Троицкого собора не имелось — боковые главы с глухими барабанами появились лишь в начале XX столетия. В плане храм — крестообразный; центральный барабан опирается на четыре столпа. В соборе сохранились академические росписи XIX века.

Северные ворота соборной ограды Троицко-Успенского собора Кинешмы.Автор Троицкого храма нам известен — проект здания подготовил архитектор Иван Ефимович Ефимов (1795—1841), в свое время достаточно известный. Будучи незаконнорожденным сыном отставного офицера-дворянина, он стараниями отца попал в Академию художеств, которую в 1815 году окончил с большой золотой медалью. С 1819 года и до самой смерти Ефимов служил губернским архитектором в Нижнем Новгороде. Был очень плодовитым мастером, ежегодно «выдавая» по нескольку десятков проектов. Правда, многие из них являлись «эхом» утвержденных «образцов», но «эхом» творческим — Иван Ефимович не занимался умножением копий, а всякий образцовый проект глубоко перерабатывал. Так же он поступил и с проектом Троицкого собора, гармонично вписавшегося в складывавшийся соборный комплекс.

Ограда

В середине XIX века территория Троицко-Успенского собора была обнесена кованой оградой с тремя воротами, из коих парадными считались (и считаются) южные; в начале XX столетия в юго-западном ее углу выросла каменная сторожка. На этом формирование соборного комплекса завершилось.


Саша Митрахович 03.04.2018 09:12

Интерьер Успенского собора Кинешмы

Интерьер Успенского собора Кинешмы

Главный вход в Успенский собор находится с запада, он устроен в притворе, в полукруглой части которого прорублены три широких дверных проема: нужный нам — центральный, украшенный двухколонным портиком.

Из притвора посетитель попадает в основной четверик, разделенный колоннами на три нефа. С пристройкой боковых приделов храм стал пятинефным.

Интерьер Успенского собора Кинешмы выглядит необыкновенно торжественно, что вообще характерно для соборных храмов, построенных в XVIII— XIX веках. И дело даже не в размерах четверика, которые, в общем-то, не слишком размашисты, а, во-первых, в немалой высоте храма; во-вторых, в его прекрасной освещенности и, в-третьих (но не в-последних), в академических росписях, сплошным ковром покрывающих стены, своды и столпы собора.

Что касается столпов, то их восемь: самая восточная пара и две западные пары имеют круглое сечение; средняя же с востока пара — квадратное. При этом полностью «доступны» обозрению лишь четыре западных столпа — восточные «принадлежат» алтарю, отделенному от помещения для молящихся иконостасом: он примыкает к западным плоскостям квадратных столпов. Таким образом, площадь алтарь занимает весьма солидную — не менее трети площади всего четверика.

Царские врата центрального иконостаса оформлены четырехколонным портиком с треугольным фронтоном, над которым установлено резное Распятие с предстоящими, «заключенное» в арку. В приделах иконостасы попроще, но тоже не без некоторой торжественности.

Перекрытие основного четверика — довольно сложное: это система сомкнутых и цилиндрических сводов с распалубками, опирающихся на столпы и стены.

Фрески Успенского соборного храма

Как мы помним, она была возобновлена в 1855 году, однако позже поновлялась — в начале XX столетия некоторые композиции были написаны заново. Как утверждается в одном из описаний Успенского собора, колорит масляных росписей в процессе реставраций и поновлений оказался «сильно огрублен».

Расположены «фрески» в три яруса — как на стенах, так и на столпах. Темы стенных росписей — евангельские события и Деяния апостолов. Композиции на столпах в нижнем ярусе изображают святых, выше же иллюстрируют не вполне традиционные сюжеты: притчи, видения Апокалипсиса и пророка Исайи.


Саша Митрахович 03.04.2018 09:27

Троицко-Успенский собор Кинешма богослужения контакты как добраться расположение на карте

Троицко-Успенский собор Кинешма богослужения контакты как добраться расположение на карте

Успенский собор с времени его создания и по сей день выполняет роль главного храма города, центра духовной жизни Кинешмы. И это накладывает на него, сравнительно с приходскими церквами, дополнительные обязанности, с которыми собор замечательно справляется.

Богослужения в Троицко-Успенском соборе

Богослужения в Троицко-Успенском соборе совершаются ежедневно: начало утренних богослужений — в 8:00, вечерних — в 17:00.

В воскресные и праздничные дни служатся две литургии: ранняя — в 6:45 (в Троицком соборе), поздняя — в 9:00 (в Успенском соборе).

Расписание богослужений советуем уточнять на сайте собора.

Престольные праздники:

Даты даны по новому стилю.

Контакты

  • Адрес: 155800, Россия, Ивановская обл., г. Кинешма, ул. Советская, д. 2
  • Телефон: +у (49331) 5-68-43
  • Сайт: www.kinsobor.blogspot.ru

Как добраться самостоятельно к собору

Из Москвы в Кинешму ходят пассажирские поезда, отправление — с Ярославского вокзала. Время в пути — около десяти часов. Из Иванова до Кинешмы можно добраться на электричке за два с половиной часа. От кинешемского железнодорожного вокзала (здесь же находится автостанция) до площади Революции — километра полтора (по улицам Островского, Максима Горького, Рылеевской), то есть минут двадцать пешком.

Можно выбрать и автобус. Из Москвы в Кинешму автобусы отправляются с Щелковского вокзала (время в пути — семь с половиной часов). Есть маршруты из Иванова (два часа) и Костромы (три с половиной часа).

На автомобиле лучше всего ехать через Владимир и Иваново (трассы М7 и Р80).

Расположение Троицко-Успенского собора на карте Кинешмы


Саша Митрахович 03.04.2018 09:36

Мощи Василия Кинешемского в Успенском соборе

Мощи Василия Кинешемского в Успенском соборе

На фото: Ковчег с частицей мощей святителя Василия Кинешемского, переданной в Успенский собор в 2009 году.

Главной нынешней святыней Успенского собора Кинешмы, к которой первым делом устремляются прихожане и паломники, считается частица мощей святителя Василия Кинешемского. Свои земные дни владыка окончил в 1945 году в далекой Сибири, в ссылке, — его похоронили на кладбище деревни Бирилюссы, что находится в двухстах километрах к северо-западу от Красноярска. Могила архипастыря ныне почитается как святое место, над нею установлена сень.

В 1985 году, еще до канонизации, мощи святого были перевезены в Москву. В 1993 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил местное почитание святителя Василия — тогда же мощи перенесли в только что открытый в Иванове Свято-Введенский монастырь. В 2000 году епископ Кинешемский Василий (Преображенский) был прославлен для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В 2008 году настоятель Троицко-Успенского собора протоиерей Алексий Тумин подал прошение о передаче храму частицы мощей святого, мотивируя свою просьбу тем, что именно с Кинешмой и, в частности, ее собором была по большей части связана подвижническая деятельность епископа Василия. Епархиальное начальство к прошению отнеслось благосклонно, и в самом начале 2009 года святитель упокоился в Успенском соборе частицей своих мощей. 13 августа 2009 года, в день кончины епископа Василия, состоялся первый крестный ход с этой частицей.


Саша Митрахович 03.04.2018 10:22

Похожие статьи:

Коментарии: (1)

Саша Митрахович
Саша Митрахович 03.04.2018 09:31

При Троицко-Успенском соборе КИнешмы работает бесплатная столовая для тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию (а это и одинокие пенсионеры, и малообеспеченные или потерявшие работу кинешемцы, инвалиды). Спасибо отзывчивым прихожанам и кинешемским коммерсантам, которые помогают столовой. Кто чем может.

Но главным делом собора, как и всякого православного храма, остаются богослужения, совершаемые ежедневно. Традиционными стали крестные ходы к Крестовоздвиженской часовне на площади Революции — один из них приурочен к празднованию Казанской иконе Божией Матери (4 ноября), другой — ко дню памяти кинешемцев, павших в боях с поляками в 1609 году (8 июня).

Каптча