Александр Витберг архитектор и художник

Александр Витберг архитектор и художник

Александр Витберг как художник

Привлечение иностранцев и иноверцев к строительству православных храмов не было редкостью для России. Можно вспомнить хотя бы Успенский собор Московского Кремля работы итальянца Аристотеля Фиораванти. Поэтому нет ничего удивительного в том, что автором первого проекта храма Христа Спасителя стал лютеранин Карл Магнус (Александр Лаврентьевич) Витберг, принявший православие уже после победы в конкурсе, объявленном Александром I.

Александр Лаврентьевич Витберг родился 15 января 1787 года в Петербурге в семье выходцев из Швеции. Несмотря на шведское происхождение Витберг несомненно выдающаяся личность России. В отрочестве будущий архитектор обучался в Горном корпусе, но его тянуло к изобразительному искусству. В 1802 году Витберг поступил в Петербургскую Академию художеств, которую и окончил спустя семь лет. В 1806 году он написал картину «Изведение апостола Петра из темницы», ныне представленную в экспозиции Третьяковской галереи.

Во время обучения юноша получил все награды, существовавшие в Академии художеств. Так, в 1807 году его удостоили золотой медали за работу «Три отрока», в 1808 году — золотой медали за картину «Русская правда», в 1809 году — золотой медали за картину «Андромаха, оплакивающая Гектора». По окончания курса Витберг остался в Академии в качестве «пансионера для вояжирования»; чуть позже его назначили помощником профессора Г. И. Угрюмова. Специально для петербургского Казанского собора художник создал картины «Моление о чаше» и «Явление Христа Марии Магдалине». Кроме того, он писал столичные архитектурные пейзажи.

В 1813 году Витберг поехал в Москву, где создавал портреты героев Отечественной войны 1812 года. Оберпрокурор Святейшего Синода князь А.Н. Голицын предложил ему изучать зодчество, и Витберг внял этому совету. И в новой для него области мастер быстро добился крупных успехов. До наших дней в Москве сохранились творения Витберга: домовая церковь бывшего Александровского сиротского института на улице Знаменке, дом Постникова возле Донского монастыря, церковь Троицы Живоначальной на Воробьевых горах.

Витберг архитектор храма Христа Спасителя в Москве

Однако наибольшую известность принесла архитектору работа над храмом Христа Спасителя. Так случилось, что именно проект Витберга признал лучшим император Александр I. При встрече с автором царь сказал:

«Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали мое желание, удовлетворили моей мысли об этом храме... И вот я рассматривал до двадцати проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные, Вы же заставили камни говорить».

С этого момента карьера Витберга быстро пошла в гору. В 1816 году ему присвоили звание академика. Спустя год состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, тогда же император даровал Александру Лаврентьевичу чин коллежского асессора и наградил его Владимирским крестом. Не забыл он и о ближайших родственниках Витберга: в 1818 году отец архитектора получил российское дворянство, а сам Витберг принял православие. Крестным отцом архитектора был Александр I, и именно в честь него крестника нарекли Александром.

Витберг в опале

Увы, строительство храма Христа Спасителя шло крайне медленно. А после восшествия в 1825 году на престол Николая I и вовсе было заморожено. Витберг впал в высочайшую немилость, его обвинили в растратах и хищениях. Судебное разбирательство затянулось до 1835 года — между тем храм Христа Спасителя решили строить на новом месте и уже по проекту К. А. Тона. Пока продолжался суд, у архитектора умерла любимая жена, мать троих его детей Е. В. Арсеньева.

Решение суда низринуло Витберга с тех высот, на которые тот воспарил при прежнем царе: архитектора оштрафовали на миллион рублей, приговорили к ссылке в Вятку и запретили работать на государственной службе.

Ссылка Александра Витберга

В Вятке Витберг сблизился с другим ссыльным — Александром Герценом, который позже создал выразительный портрет архитектора в своей мемуарной книге «Былое и думы». Портретировал и Витберг Герцена, причем несколько раз — разумеется, с привлечением доступных ему художественных средств: карандашом и красками. Графический портрет, выполненный Витбергом в 1836 году, считается лучшим среди изображений молодого Герцена. Два ссыльных деятеля культуры жили вместе в доме 3. X. Леушиной. После того, как к Витбергу приехала его вторая жена, А. В. Пузыревская, с которой он обвенчался незадолго до вынесения приговора, ссыльные вместе переехали в другой, более просторный, особняк.

В Вятке Витберг не оставлял занятий архитектурой. Так, он спроектировал Александро-Невский кафедральный собор, взорванный в советское время, а также портал и ограду парадной стороны местного Александровского сада.

В долгих беседах с Герценом Витберг рассказывал ему о своей жизни — в 1872 году записанные Герценом рассказы были опубликованы в журнале «Русская старина» под названием «Записки Витберга».

Возвращение из ссылки и смерть Витберга

В 1840 году архитектор с семьей вернулся в Петербург, но от былой его славы и блеска не осталось и следа. Жил он в бедности. Единственное, что ему удалось, — это выхлопотать себе пенсию академика размером в 400 рублей. В 1852 году Витберг вторично овдовел, после чего его разбил паралич. 12 января 1855 года его не стало.


Саша Митрахович 11.01.2017 14:02
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча