Антониево-Дымский монастырь

От Тихвина до Антониево-Дымского монастыря, находящегося в деревне со страшноватым названием Красный Броневик, — около пятнадцати километров.
Основал Антониево-Дымский монастырь на рубеже XII—XIII веков любимый ученик преподобного Варлаама Хутынского преподобный Антоний Дымский, пришедший на дальние границы Новгородской земли в поисках места для отшельнических подвигов. Одним из таких подвигов явилось его столпничество на водах. Преподобный обнаружил огромный валун посреди Дымского озера, то показывавшийся над водой, то исчезавший под ней, и стал плавать к этому камню на лодке, чтобы молиться на нем. В абсолютном одиночестве стоял он часами над озерной гладью, вознося к Богу теплую молитву.
Преподобного Антония называют предтечей чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Считается, что именно он вымолил благословение Божией Матери, предопределив явление Ее образа на берегах Тихвинки.
Удивительная судьба выпала Антониево-Дымскому монастырю! Четырежды он исчезал с лица земли — и четырежды возрождался.
В первый раз это произошло в 1409 году. Золотая Орда, дважды смертельно раненная (в 1380 году русским воинством на Куликовом поле, а спустя пятнадцать лет армией Тимура Хромого-Тамерлана), пыталась восстановить свое могущество. Одной из таких попыток стал поход темника Едигея на Русь. Татарские полчища добрались и до Антониево-Дымской обители. Ее насельники успели скрыть обретенные в 1330 году мощи преподобного Антония в земле и опустить на дно озера всю церковную утварь, колокола и святыни. Но саму обитель татары сожгли. Позже монахи заново отстроили монастырь.
Следующая трагедия датируется 1613 годом. Тогда шведские отряды Якоба Делагарди, раздосадованные своими неудачами в Тихвине, сполна отыгрались на незащищенной Антониево-Дымской обители. От монастыря ничего не осталось.
В 1626 году по повелению царя Михаила Федоровича «монастырь на Дымях» возобновили.
В 1764 году обитель настигла новая беда. В ходе секуляризационной реформы ее закрыли. В следующие тридцать лет соборный храм действовал в качестве приходского, а потом по ходатайству настоятеля Тихвинского Большого монастыря Дымский монастырь был возрожден.
Наконец, богоборческая революционная волна, накрывшая Россию в 1917 году, не пощадила и Дымской обители. Ее разгром совершила коммуна по производству кирпича, въехавшая на территорию монастыря в 1929 году. «Производство» заключалось в разборке монастырских строений.
В результате в 1997 году, когда обитель вернули Церкви, в «рабочем состоянии» в ней оставалось единственное здание — бывший странноприимный дом. По прошествии двадцати лет монастырь выглядит гораздо лучше; в наши дни его не минует ни одна паломническая группа, направляющаяся в Тихвин.