Архимандрит Фотий (Спасский)

Архимандрит Фотий довольно противоречивая фигура, и после его кончины имя архимандрита предавалось поношению.
Будущий архимандрит Фотий родился в 1792 году в селе Спасский Погост близ Новгорода, в семье церковного чтеца местного храма Никиты Федоровича Спасского. Младенца, появившегося на свет 7 июня, нарекли Петром. Средства на жизнь в семье добывались тяжелым крестьянским трудом.
По воле Божией...
В четыре года Петр лишился матери, и в жизни его открылась страница, полная детских страданий. Никита Федорович женился во второй раз, и мачеха оказалась совсем не ласковой к ребенку. За малейшую провинность и отец, и мачеха готовы были жестоко наказывать детей.
Но воля Божия относительно Петра проявилась уже тогда. У мальчика открылся прекрасный голос, он так хорошо пел на клиросе, что в десять лет отец отправил его в Петербург, мечтая, что сын его сделается певчим не где-нибудь, а в столичном Казанском соборе. Но долго Петр в столице не прожил. Слишком уж он был беззащитен перед лицом злых людей; одним словом, его довольно быстро выжили из числа певчих собора, и он был вынужден вернуться на родину.
На другой год отец отдал Петра в семинарию, в которой мальчику предстояло провести без малого одиннадцать лет. Именно здесь, в семинарии, открылись все его способности. Он поразительно быстро овладевал новыми знаниями и стал первым учеником в своем классе. К тому же и тут пригодились его певческие таланты. Голод, лишения - все это никуда не делось, но перед мальчиком открылись новые возможности, о которых ранее он не смел и мечтать.
11 августа 1814 года юный Петр Спасский вышел из семинарии, окончив курс учения. Его желанием было поступить в Духовную академию в Петербурге, и желание это сбылось. Его учителем и наставником был архимандрит Иннокентий (Смирнов), который помимо того, что занимался с академистами науками, еще был ниспровергателем мистических заблуждений и учений, которые смущали умы его современников. Это стремление в полной мере перенял от него и Петр. После ссылки архимандрита Иннокентия Петр почувствовал себя осиротевшим, но именно эта разлука укрепила его в намерении не сворачивать с пути, указанного ему учителем.
Из-за ряда обстоятельств Петру пришлось оставить академию, не окончив ее. Тут сыграло роль и плохое финансовое положение, и слабое здоровье. В результате молодой человек стал преподавать в семинарии при Александро-Невской Лавре греческий и латинский языки, Закон Божий и славянскую грамматику. Вскоре, за успехи учеников, его выделили среди преподавателей.
Архимандрит Фотий и масоны
В 24 года Петр был пострижен в монахи с именем Фотия (в переводе с греческого - «светлый»). В Казанском соборе, знаковом для него месте, 16 февраля 1817 года митрополит Амвросий (Подобедов) совершил обряд пострижения. А через день Фотий был рукоположен в иеромонахи. Ему было предложено место законоучителя в Кадетском корпусе - так началась для него совершенно новая жизнь. Он получил доступ к умам юных дворян, будущей элиты России, будущих ее защитников.
Здесь Фотию захотелось не только учить детей Закону Божию, но и настраивать их против масонского учения, которым было с конца XVIII века увлечено дворянство в России. Разумеется, подобное поведение вызвало резкую реакцию в стане его духовных противников, дело дошло чуть ли не до угрозы жизни Фотия.
В 1818 году митрополит Амвросий скончался, а его место занял митрополит Михаил (Десницкий), поначалу известный своим чуть более мягким отношением к масонству и всему, что с ним связано.
Следует уточнить, что масонство в данном случае являлось и в самом деле камнем преткновения. Как бы современный человек не относился к этому явлению, люди конца XVIII - начала XIX века были вполне серьезны в этом своем увлечении. Масонство представляло собой очень популярное учение, а ложи не только объединяли людей, но имели колоссальное влияние на их духовную жизнь и поступки. Так, глава ложи мог приказать что угодно одному из ее членов и тот, кем бы он ни являлся, обязан был выполнить приказ. Статус и личность главы ложи чаще всего были неизвестны ее членам, членами же лож были весьма важные сановники, богатые дворяне, сам будущий император Павел был членом масонской ложи.
Представьте себе ситуацию, когда некто не известный дает приказ будущему императору и тот этот приказ выполняет. Приказ же этот мог исходить от кого угодно, даже от внешних врагов России. Такое положение было ненормальным и чреватым большими неприятностями. Кроме того, масонское учение входило в духовный конфликт с учением православной церкви.
Итак, масонами были подчас высшие сановники Российской империи, поэтому все, кто выступал против масонства, автоматически приобретали себе очень высокопоставленных и могущественных врагов. Так, масоном был князь Александр Николаевич Голицын, министр духовных дел и народного просвещения, идеолог христианского универсализма, человек, в руках которого была сосредоточена огромная власть над умами подрастающего поколения. И князь Голицын не стеснялся грозить Фотию ссылкой в Сибирь.
Фотий же не терял веры в Господа. Он не боялся произносить обличительные проповеди, вел жизнь поистине аскетическую. В 1820 году его возвели в сан игумена и отправили в Деревяницкий монастырь, который находился в большом упадке. Но новый игумен не пал духом и вместе с иноками разделил все тяготы общежития.
Знакомство Фотия с графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской
Именно в то время произошло знакомство Фотия с его будущей духовной дочерью графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, единственной дочерью и наследницей графа Алексея Орлова, фаворита императрицы Екатерины II, ее сподвижника, героя Чесменской битвы и миллионера.
Графиня Анна Орлова прожила жизнь, совершенно отличавшуюся от жизни современниц, женщин ее круга. После смерти отца она отказалась от брака с любимым человеком - графом Николаем Михайловичем Каменским, к которому все было готово. Привязанность к нему она сохраняла всю жизнь, но приняла решение остаться одна, чувствуя особую тягу к духовной жизни. Какими только сплетнями и тайнами не окружали эту женщину, а между тем изучение ее жизни еще ждет своего биографа. По наружности Анна вела вполне светскую жизнь, не отказывала себе в удобствах и развлечениях, но каким было ее духовное устроение? Огромные суммы жертвовала она на благотворительность. Была одной из тех, кто собрал московское ополчение в 1812 году.
А потом произошло ее судьбоносное знакомство с Фотием. Под влиянием своего духовного отца она дала обет безбрачия, вела активную духовную жизнь, не покидая света, так как именно архимандрит Фотий убеждал ее в том, что она не должна покидать светское общество, являясь как бы «предстательницей» церкви в мире высшей аристократии. Вот что сама Анна Алексеевна писала о Фотии:
«Он возбудил во мне внимание тою смелостию, тою неустрашимостию, с какими... стал обличать господствующие заблуждения в вере. Все было против него, начиная со двора. Он не побоялся этого. Я пожелала узнать его и вступила с ним в переписку. Письма его казались мне какими-то апостольскими посланиями. Узнав его более, я убедилась, что он лично для себя ничего не искал».
Всю жизнь Анна Алексеевна не оставляла дел благотворительности. После ее смерти появилось предположение, что графиня при жизни приняла тайный монашеский постриг с именем Агния. Почти все свое наследство она разделила между монастырями (343 монастыря и 48 кафедральных соборов). Самая крупная сумма досталась Юрьеву монастырю, настоятелем которого был архимандрит Фотий (графиня на 10 лет пережила своего духовного отца).
Фотий возведен в сан архимандрита
Именно графиня Анна Алексеевна в 1822 году устроила Фотию встречу с Александром I, в ходе которой священнослужителю удалось переубедить императора. Беседа их длилась более трех часов, и Фотий победил. Масонские ложи были вскоре запрещены императорским указом, а многие высокопоставленные масоны лишились своих мест. Сам же Фотий стал весьма близок императору. В том же 1822 году он был возведен в сан архимандрита.
После восшествия на престол Николая I положение Фотия изменилось. Он получил возможность писать государю обо всем напрямую, без посредников, но от двора был отстранен во избежание неясностей и кривотолков. Архимандрит поселился в Юрьевском монастыре, который блестяще отстроил на щедро жертвованные средства графини Орловой-Чесменской. Также много помощи оказывал он и Свято-Духовой обители в Боровичах.
Умер Фотий в 1838 году на руках у своей духовной дочери графини Анны Алексеевны.