Архитектура Рождественского собора Саввино-Сторожовского монастыря

Архитектура Рождественского собора Саввино-Сторожовского монастыря

Рождественский собор представляет собой одноглавый четырехстолпный храм стремя апсидами, в XVII веке «дополненный» с западной и южной сторон папертью и приделом преподобного Саввы Сторожевского. В сечении основной объем является почти квадратом (14,4 х 14,5 м). Храм стоит на довольно высоком подклете — высотой около полутора метров. Северный и южный фасады ассиметричны: боковые их деления имеют неодинаковую ширину (западные шире восточных).

Рождественский собор Саввино-Сторожовского монастыря относится к так называемому «раннемосковскому зодчеству». Искусствоведы обычно сравнивают его с двумя церквами — более ранним звенигородским же Успенским собором на Городке и Троицким собором Троице-Сергиевой Лавры. Все эти храмы выстроены князем Юрием Звенигородским, все они типологически близки, хотя при ближайшем рассмотрении выясняются и некоторые отличия.

В Рождественском соборе как раз, в отличие от упомянутых Успенского и Троицкого соборов, полное соответствие внешних и внутренних членений. С другой стороны, если в Успенском соборе на Городке наблюдается вертикальное устремление объема, то в двух монастырских храмах налицо своеобразная горизонтальная динамика — они, благодаря выбранным пропорциям основного объема, как бы слегка оседают на землю. Характерно в этом смысле устроение апсидных лопаток — в Рождественском соборе они «обрываются» на уровне среднего уровня трехрядного фриза, словно «запрещая» наметившийся вертикальный рост.

Собственно, и ощущения от всех трех храмов — несмотря на их очевидную близость — различны: в этом смысле Рождественский собор выглядит более уютным, камерным, простым и ясным, но это та простота, которая прекрасна, которая очевидным образом устремляется к «золотому сечению».

Большую роль в создании образа храмов «ранней Москвы» играет внешний декор. Он достаточно прост и скуп, находя свое выражение в нескольких декоративных поясах, но тут почти парадокс — эта скупость чуть ли не более выразительна и поразительна, нежели чрезмерность и некоторая «навязчивость» декорировки, например, барочных церквей позднейшей эпохи. «Фасадный» фриз Рождественского собора почти повторяет соответствующий пояс Успенского собора на Городке, однако он становится более плоскостным, более плотным, более геометричным. Тут намечается некоторая функциональность и программность — такой фриз легче повторять в других храмовых постройках.


Саша Митрахович 30.12.2017 09:13
Загрузка...

Читать следующую статью

Интерьер Рождественского собора Саввино-Сторожовского монастыря

Читать предыдущую статью

Рождественский собор

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча