Рождественский собор

Рождественский собор

Рождественский собор был и остается смысловым центром Саввино-Сторожевского монастыря.

Богородице-Рождественскому собору Саввино-Сторожевского монастыря — около шестисот лет. Возраст — настолько почтенный, что подробности строительства этого храма давно затерялись во мгле его огромного исторического пути.

Рождественский собор Саввино-Сторожовского монастыря относится к так называемому «раннемосковскому зодчеству».

Богородице-Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря честно делил радости и скорби с самой обителью, знавшей в своей истории периоды и упадка, и расцвета. Но что бы ни происходило, монастырь и его соборный храм всегда находились под защитой своего основателя и строителя


Саша Митрахович 30.12.2017 08:57

Архитектура Рождественского собора Саввино-Сторожовского монастыря

Архитектура Рождественского собора Саввино-Сторожовского монастыря

Рождественский собор представляет собой одноглавый четырехстолпный храм стремя апсидами, в XVII веке «дополненный» с западной и южной сторон папертью и приделом преподобного Саввы Сторожевского. В сечении основной объем является почти квадратом (14,4 х 14,5 м). Храм стоит на довольно высоком подклете — высотой около полутора метров. Северный и южный фасады ассиметричны: боковые их деления имеют неодинаковую ширину (западные шире восточных).

Рождественский собор Саввино-Сторожовского монастыря относится к так называемому «раннемосковскому зодчеству». Искусствоведы обычно сравнивают его с двумя церквами — более ранним звенигородским же Успенским собором на Городке и Троицким собором Троице-Сергиевой Лавры. Все эти храмы выстроены князем Юрием Звенигородским, все они типологически близки, хотя при ближайшем рассмотрении выясняются и некоторые отличия.

В Рождественском соборе как раз, в отличие от упомянутых Успенского и Троицкого соборов, полное соответствие внешних и внутренних членений. С другой стороны, если в Успенском соборе на Городке наблюдается вертикальное устремление объема, то в двух монастырских храмах налицо своеобразная горизонтальная динамика — они, благодаря выбранным пропорциям основного объема, как бы слегка оседают на землю. Характерно в этом смысле устроение апсидных лопаток — в Рождественском соборе они «обрываются» на уровне среднего уровня трехрядного фриза, словно «запрещая» наметившийся вертикальный рост.

Собственно, и ощущения от всех трех храмов — несмотря на их очевидную близость — различны: в этом смысле Рождественский собор выглядит более уютным, камерным, простым и ясным, но это та простота, которая прекрасна, которая очевидным образом устремляется к «золотому сечению».

Большую роль в создании образа храмов «ранней Москвы» играет внешний декор. Он достаточно прост и скуп, находя свое выражение в нескольких декоративных поясах, но тут почти парадокс — эта скупость чуть ли не более выразительна и поразительна, нежели чрезмерность и некоторая «навязчивость» декорировки, например, барочных церквей позднейшей эпохи. «Фасадный» фриз Рождественского собора почти повторяет соответствующий пояс Успенского собора на Городке, однако он становится более плоскостным, более плотным, более геометричным. Тут намечается некоторая функциональность и программность — такой фриз легче повторять в других храмовых постройках.


Саша Митрахович 30.12.2017 09:13

Интерьер Рождественского собора Саввино-Сторожовского монастыря

Интерьер Рождественского собора Саввино-Сторожовского монастыря

Внутри Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря четыре столпа, они заметно сдвинуты к стенам — с целью максимально увеличить ширину центральных нефов.

В храме заметно стремление к некоторой зальности. «Некоторой», потому что это, конечно, не классическая зальность, характерная для позднейших храмов, а лишь ее «призвук», но этот «призвук» сообщает Рождественскому собору очень приятные камерность и уютность.

Изначально в храме не имелось иконостаса; его роль, как в древних церквах, исполняла алтарная преграда, которая в 1913 году, при очередной реставрации, помогла ответить на вопрос, был ли как-то украшен только что построенный собор. Дело в том, что именно на алтарной преграде реставраторы обнаружили остатки фресок, относящихся, скорее всего, к началу XV века, то есть ко времени строительства Рождественского собора. Искусствоведческий анализ открытых и позже реставрированных фресок показал, что они созданы мастерами круга преподобного Андрея Рублева, который, как известно, и сам работал в Звенигороде.

В 1430-х годах в храме появился иконостас «от стены до стены», закрывший алтарную преграду.

Следующая кардинальная реконструкция интерьера состоялась в середине XVII столетия — видимо, по желанию царя Алексея Михайловича, благоволившего Саввиной обители; именно тогда храм приобрел «примерно» современный вид. В частности, собор был полностью расписан.

Был установлен и сохранившийся до наших дней пятиярусный иконостас, закрывший восточные столпы. Иконы для верхних четырех рядов исполнили Степан Рязанец и Яков Тихонович Рудаков, прозываемый Казанцем. В нижний ряд поместили разновременные образа, некоторые из которых, возможно, были современны самому собору.

Впоследствии в храме появлялись новые росписи: в XVIII столетии, в 1835 и 1913 годах.

Начиная с 1960-х годов, росписи Рождественского собора неоднократно реставрировались. Сохранившиеся и (и тут уместно говорить о чуде) иконы иконостаса с 1960 года хранились в Звенигородском музее (утрачены оказались лишь образа местного чина, а также убранство нижнего яруса иконостаса и царские врата). В 1998 году, к 600-летию Саввино-Сторожевского монастыря, они вернулись на свое законное место.


Саша Митрахович 30.12.2017 09:21

Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря расписание богослужений контакты как добраться расположение на карте

Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря расписание богослужений контакты как добраться расположение на карте

Расписание богослужений в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря

Богослужения совершаются ежедневно: в 6:00 и в 17:00. Божественная литургия в воскресные и праздничные дни совершается в 6:30 и в 9:30.

Главный престольный праздник — Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября по новому стилю).

Ежегодно совершаются два крестных хода:

Контакты

  • Адрес монастыря: 143180, Россия, Московская обл., Одинцовский район, г. Звенигород
  • Телефоны:
    • +7 (495) 933-79-78 (приемная наместника)
    • +7 (495) 992-55-33 (благочинный)
    • +7 (903) 274-01-21 (паломническая служба)
  • Сайт монастыря: www.sawastor.ru

Как добраться самостоятельно к Рождественскому собору

До Звенигорода можно доехать на автобусе от станции метро «Кунцево» или на электричке от Белорусского вокзала. В обоих случаях далее нужно воспользоваться автобусными маршрутами №№23 и 51 (остановка «Монастырь»).

На автомобиле: по Новорижскому шоссе до развязки на Звенигород. Далее — по ММК до Звенигорода (около десяти километров).

В Звенигороде, напротив спортивного комплекса «Звезда», свернуть направо на Московскую улицу, по ней доехать до конца (Т-образный перекресток), повернуть направо и далее вдоль Москвы-реки еще около пяти километров до первого светофора и указателя «Саввино-Сторожевский монастырь».

Расположение собора на карте Звенигорода:


Саша Митрахович 30.12.2017 09:33
Загрузка...

Читать следующую статью

Дворец царя Алексея Михайловича

Читать предыдущую статью

Ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Loading...