Ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря

Содержание:
Вокруг Рождественского собора группируются, тяготея к нему как к смысловому центру монастырского ансамбля, другие здания Саввино-Сторожевской обители.
В 1650 году появился указ царя Алексея Михайловича о начале в Саввиной обители большого строительства. Всего за шесть лет вокруг древнего Рождественского собора сформировался удивительный по своей красоте и «соразмерности» архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря, в котором каждое здание заняло свое, только ему предназначенное, место.
Территорию монастыря полностью перепланировали, увеличив почти вдвое. Обитель состояла теперь из двух дворов, парадного и хозяйственного. Центром парадной части (и всего комплекса в целом) остался собор Рождества Пресвятой Богородицы. Он, как и прежде, занимал самую высокую точку рельефа. Остальные здания, обращенные фасадами к соборному храму, расположились ниже по склону холма. Почти все они сохранились до наших дней.
Рождественский собор

Рождественский собор был и остается смысловым центром Саввино-Сторожевского монастыря. Богородице-Рождественскому собору Саввино-Сторожевского монастыря — около шестисот лет. Возраст — настолько почтенный, что подробности строительства этого храма давно затерялись во мгле его огромного исторического пути. Рождественский собор Саввино-Сторожовского монастыря относится к так называ . . .
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Дворец царя Алексея Михайловича

К западу от Рождественского собора, почти вплотную к нему, находится дворец царя Алексея Михайловича.
Государь со всем своим семейством подолгу живал в Саввино-Сторожевском монастыре, где настоятелем был его духовник архимандрит Никанор. В праздники стреляли из пушек, расставленных по стенам и башням монастырским, для чего особой слободой государь поселил около обители стрельцов.
Дворец строился в 1650—1654 годах на месте деревянных братских келий. Это была протяженная постройка, состоящая из семи клетей с отдельными входами. В центральной (парадной) части размещались покои царя: в северной части — кухня; остальные клети предназначались для царской семьи и свиты. Четыре клети имели верхний деревянный этаж, куда вели узкие лестницы, расположенные в толще стены. С южной стороны, выходящей на скат горы, во дворце было даже три этажа. Наличники окон и входы богато декорировали — каменных дел подмастерье Васько Лыко использовал при этом западноевропейские барочные мотивы.
При перестройке дворца в период регентства царевны Софьи Алексеевны его по всей длине надстроили вторым этажом, для чего разобрали крышу и тесовые терема. Второй этаж тогда представлял собой анфиладу покоев. Внутристенные лестницы были замурованы, а для входа на второй этаж устроили несколько наружных каменных крылец, из которых особым изяществом отличалось парадное.
Самая кардинальная перестройка была вызвана пожаром 1721 года. Здание очень долго стояло без кровли: возобновили его при императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II. Матушка Екатерина в 1775 году повелела разместить в нем семинарию. Северную часть дворца при этом разобрали — за ветхостью.
Позже верхний этаж занимали настоятели и наместники монастыря.
Царицыны палаты

Невысокие Царицыны палаты в Саввино-Сторожевском монастыре были возведены за два года (строительство окончено в 1654 году) для царицы Марии Ильиничны Милославской — первой супруги царя Алексея Михайловича.
Строение это сохранило в себе неповторимое очарование жилого терема XVII века — его отличают старинная форма оконных и дверных проемов, белокаменное резное крыльцо, уютный интерьер с анфиладой сводчатых комнат и расписными порталами при переходе из одной комнаты в другую.
Одноэтажное здание Царицыных палат (изначально имевшее второй, деревянный, этаж) поставлено по левую руку от главного входа в монастырь на склоне холма. Со стороны крепостной стены оно имеет подклет, служивший для хозяйственных целей.
Парадная половина, выходящая окнами на Соборную площадь, делилась на три части, каждая — со своим входом. Центральная предназначалась для царицы, а боковые — для свиты. Хозяйственная половина окнами смотрела на монастырскую стену. Внутренняя отделка парадной половины характерна для дворцовых покоев того времени. Ее особенности — расписные потолки, обитые тканью стены, встроенные шкафы-ниши, резные деревянные столы и лавки, сундуки, многоцветные изразцовые печи.
Трапезная

Трапезная когда-то было одним из самых крупных зданий Саввино-Сторожевского монастыря, а ныне неприметное здание, расположенное при въезде в обитель со стороны северных ворот.
В XVII веке здание Трапезной воспринималось как настоящее архитектурное чудо. Необычными были размеры этого монументального четырехэтажного сооружения с углубленным в землю белокаменным подклетом, где помещался ледник и был вырыт глубокий колодец. В верхнем этаже поначалу размещалась богатая монастырская казна с тайниками для золота, серебра и иных драгоценностей, однако этот этаж пришлось разобрать через 150 лет после постройки, поскольку обрушились его перекрытия. Третий этаж занимала столовая палата громадной по тем временам площади (она составляла около 500 квадратных метров), в ней часто устраивались царские приемы.
Отапливалась Трапезная палата проходившими в стенах трубами кухонных печей (сами кухни находились в подклете). Освещение и вентиляция осуществлялись через окна, расположенные кругом (отметим, что окна были не слюдяные, а со стеклом — по тем временам роскошью особой). Передний фасад Трапезной снабдили архитектурными украшениями — в частности, карнизом, что являлось новинкой для XVII столетия. Парадный вход в Трапезную располагался со стороны Соборной площади в виде двухъярусных сеней, над которыми высилась трехшатровая многоярусная колокольня.
Звонница

Монастырская звонница напоминает сказочный терем — впору на ее фоне фильм-сказку снимать.
Звонница Сторожевской обители, возведенная с южной стороны Трапезной палаты, имеет четыре яруса, три шатра (поначалу была она двухъярусной — еще два яруса и башенки появились в XVII веке), широкую лестницу и парадное крыльцо.
Силуэт ее очень необычен: асимметрию в композицию вносят крыльцо с лестницей и часовая башенка, завершенная собственным четырехгранным шатром. На башне были установлены часы со звоном и часовой колокол, привезенные Алексеем Михайловичем из отвоеванного у поляков Смоленска и подаренные монастырю.
Преображенская церковь
Преображенская церковь составляет со Звонницей и Трапезной единый комплекс.
К восточной стене Трапезной палаты в Саввино-Сторожевском монастыре к 1693 году пристроили Преображенскую церковь, которую отличают пестрые изразцовые наличники в стилистике московского барокко, увенчанные орлами. Этот бесстолпный храм перекрыт сомкнутым сводом и имеет две разноразмерные апсиды.
В годы, когда обитель находилась в ведении санатория, в Преображенской церкви устроили кинозал. Сейчас ему возвращен первоначальный вид.
Троицкая надвратная церковь

Троицкая надвратная церковь в Саввино-Сторожевском монастыре построена в 1651 году, за время своего существования она претерпела ощутимые изменения.
Троицкая церковь - небольшой бесстолпный шатровый храм над воротами, ведущими во внутренний двор монастыря, был возведен на средства царя Алексея Михайловича зодчим И. Шарутиным как домовая церковь царицы Марии Ильиничны. По окончании строительства его освятили во имя преподобного Сергия Радонежского (деревянную Сергиевскую церковь незадолго до этого разобрали); Троицким он стал в 1825 году.
Высокий подклет Троицкой церкви характерен для русской архитектуры того времени, а здесь, в силу особенностей рельефа местности, он был просто необходим. Первоначально у церкви имелась лишь одна апсида (сейчас их — три). С двух сторон шла галерея. В 1807 году к церкви пристроили небольшую трапезную (под ней находилась усыпальница графов Шереметевых) с Казанским приделом, а в 1857 году — еще один придел, освященный во имя четырех Святителей Московских. Симметрично к нему соорудили новый Казанский придел. При реставрации, происходившей в 1980-е годы, храму вернули первоначальный вид, при этом были открыты росписи XIX столетия.
Троицкий храм за счет использования голосников обладает великолепной акустикой. Кроме прочего, он считается одной из последних в России шатровых церквей. В 1652 году Патриарх Никон запретил строительство подобных храмов, мотивировав это тем, что они не соответствуют византийским традициям.
Братские корпуса Саввино-Сторожевского монастыря

Братские корпуса Саввино-Сторожевского монастыря - это два келейных корпуса, замыкающие главную монастырскую площадь с юго-восточной стороны, расположены между царским дворцом и Царицыными палатами. Когда-то здесь размещался один большой Братский корпус, построенный в один этаж на подклете, — он имел излом по линии крепостной стены и был оформлен весьма скромно.
По фасаду можно видеть такую же строгую и стройную систему членения стены на отсеки (по три окна в каждом), как и в царских хоромах. В XVIII столетии западное крыло разобрали и построили Малый келейный корпус, а над восточным крылом достроили второй этаж, украшенный в псевдорусском стиле. Кроме собственно помещений для братии, в Братском корпусе размещались больница,аптека и братская богадельня.
До 1782 года Больничные палаты находились в другом месте — к западу от Трапезной. О них сохранилось единственное описание, сделанное Павлом Алеппским. Судя по нему, устроены палаты были как «монастырек в монастыре»: с особыми воротами, многочисленными кельями и со своим храмом — церковью преподобного Иоанна Лествичника.
Стены и башни Саввино-Сторожевского монастыря

Стены Саввино-Сторожевского монастыря протяженность имеют около восьмисот метров, средняя высота — около восьми метров, толщина — 3,5 метра. Они снабжены тремя рядами бойниц, галереей боевого хода и шестью башнями (раньше их было семь).
На территорию ведут двое ворот — парадные (с восточной стороны) и хозяйственные (с севера). Из сохранившихся башен имена есть у четырех: восточная — Красная: юго-западная — Житная (служила зерновым складом); юго-восточная — Водовозная; южная, выступающая углом, — Усова. Утраченная башня называлась Больничной, ибо располагалась у Больничных палат. Все башни имели шатровое завершение, крытое тесом.
Самая красивая из башен (как то и из имени явствует) — Красная, над святыми вратами, прямоугольной, в отличие от прочих башен, формы. Вместе со стоящей рядом Троицкой церковью башня оформляет необычный вход в монастырь: двое ворот ее ведут в монастырский дворик, а он, в свою очередь, — в подклет Троицкой церкви. Оттуда широкая лестница выводит сразу на Соборную площадь. Из глубины подклета виден только Рождественский собор, с каждой ступенькой как бы вырастающий из холма, увеличивающийся в размерах и приближающийся к идущему. Таким оригинальным способом зодчие подчеркнули доминанту монастырского ансамбля — собор Рождества Пресвятой Богородицы.