Саввино-Сторожевский монастырь

Саввино-Сторожевский монастырь

Как был основан Саввино-Сторожевский монастырь

Князь Юрий Звенигородский молил преподобного Савву Сторожевского, который после кончины Сергия Радонежского настоятельствовал в то время в Свято-Троицкой лавре, о основании монастыря в Звенигороде.

Старец внял мольбе честолюбивого князя и, покинув Троицкую обитель, в 1398 году пришел в Звенигородский удел, основав в нем обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре в новом монастыре срубили деревянный храм.

Со времени своего основания Саввино-Сторожевский монастырь находился под покровительством власть имущих. После смерти Юрия Звенигородского внимательны и щедры к обители были и следующие властители Звенигородского удела, а позже, по упразднении уделов, русские самодержцы. Благотворил монастырю великий князь Московский Иоанн III, бывали здесь царь Иван Грозный и его сын Федор Иоаннович.

Веком расцвета Саввино-Сторожевского монастыря стало XVII столетие. Впрочем, начиналось оно печально — русской Смутой, не обошедшей и Богородице-Рождественской обители под Звенигородом. Уже в 1606 году поляки разорили монастырь.

Но вот в стране воцарились мир и спокойствие, на трон сел всенародно избранный царь Михаил Федорович Романов, и на Саввин монастырь посыпались милости. Сам государь ездил на богомолье в знаменитую обитель.

Особенно же роль монастыря в русской жизни выросла при его сыне Алексее Михайловиче. Впервые побывав здесь на первом году своего царствования, Алексей Михайлович очень полюбил этот монастырь — отныне он часто навещал обитель. Именно при царе Алексее Михайловиче были обретены мощи преподобного Саввы Сторожевского (в 1652 году), именно при Алексее Михайловиче в монастыре началось большое строительство, а с западной стороны Рождественского собора вырос внушительный царский дворец. Любопытно, что дворец этот соединили с соборным храмом крытым переходом, который вел в «малую палату», где царь с семьей обычно стоял во время богослужения. Ныне этого перехода нет.

Внешний вид Рождественского собора в те годы сильно изменился — его обнесли галереей с запада и юга, а в юго-восточном углу устроили придел преподобного Саввы. В храме появился новый иконостас — высокий, резной, вызолоченный.

В 1682 году, во время стрелецкого бунта, в Саввино-Сторожевском монастыре около полумесяца укрывалась царица Наталья Кирилловна с царевичами Иоанном и Петром.

Бури XVIII столетия, буквально преобразившего Россию, как-то мало затронули Саввину обитель. В новой столице шумели реформаторы, волновались различные партии, на троне сменяли друг друга цари и царицы, а здесь шла неторопливая жизнь.

В ходе секуляризационной реформы, предпринятой Екатериной II в 1764 году, Саввино-Сторожевский монастырь причислили к первому классу. Сама матушка-императрица почтила своим визитом обитель, в 1775 году она присутствовала в Рождественском соборе на литургии.

XIX век для Саввино-Сторожевского монастыря ничем бы не отличался от XVIII столетия, если бы не «гроза двенадцатого года». Еще в августе, в ожидании французских «гостей», из обители вывезли самые ценные вещи и реликвии, но многое осталось на месте — и французы устроили форменный грабеж. Впрочем, это не удивительно, так они поступали во всех русских монастырях; удивительное и любопытное заключается в другом: в том, что грабеж этот коснулся всех монастырских зданий, за исключением одного — именно Рождественского собора. Свой храм спас его святой строитель, преподобный Савва, явившись ночевавшему в царском дворце предводителю французов Евгению де Богарне и пообещав ему жизнь в обмен на то, что тот не тронет собор. После этого ошеломленный Богарне выставил возле соборного храма охрану, запретив солдатам входить в него.

Военная гроза прогремела, и вновь потекла мирная жизнь, изредка волнуемая праздниками, крестными ходами и посещениями высоких персон. Из последних отметим императора Александра II, который дважды приезжал в монастырь еще в качестве наследника престола.

После революции

В декабре 1918 года началась поощряемая новой властью вакханалия вскрытия мощей русских святых. К марту 1919 года эта волна докатилась до Саввино-Сторожевского монастыря, мощи основателя Саввиной обители увезли на Лубянку. Казалось, что они утрачены навсегда.

Между тем началось разграбление монастыря, окончательно закрытого в июле 1919 года. В обители беспрестанно менялись хозяева: беспризорники, музейщики, медики, представители карательных органов, военные... Для Рождественского собора эта советская чехарда закончилась в 1947 году, когда храм передали Звенигородскому музею. Закрепление за собором музейного статуса позволило начать в нем научную реставрацию.

С конца 1950-х годов реставрировались созданные в XVII веке храмовые фрески и иконы иконостаса. Второй этап этих работ относится уже к 1970-м годам. Одновременно, в 1971—1973 годах, собору вернули первоначальный облик — купол храма засверкал позолотой, было восстановлено позакомарное покрытие.

Новые времена принесли новые веяния. В июле 1990 года состоялось малое освящение Рождественского собора. В стенах храма (еще музейного!) вновь зазвучала молитва; впервые после более чем 70-летнего перерыва в соборе отслужили литургию. Первый шаг к восстановлению справедливости был сделан.

Монастыри Звенигорода.


Саша Митрахович 29.12.2017 07:54

Ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря

Ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря

Вокруг Рождественского собора группируются, тяготея к нему как к смысловому центру монастырского ансамбля, другие здания Саввино-Сторожевской обители. В 1650 году появился указ царя Алексея Михайловича о начале в Саввиной обители большого строительства. Всего за шесть лет вокруг древнего Рождественского собора сформировался удивительный по своей красоте и «соразмерности» архитекту . . .


Саша Митрахович 30.12.2017 08:50

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Крестные ходы в Саввино-Сторожевской обители

Крестные ходы в Саввино-Сторожевской обители

До революционного погрома в Саввино-Сторожевской обители ежегодно совершалось несколько крестных ходов, собиравших немало паломников и богомольцев.

Главным из них считался крестный ход 17 июля (по старому стилю) — в воспоминание перенесения святых мощей преподобного Саввы Сторожевского из придельного храма в основной и поставления раки «под новоустроенную из накладного серебра бронзовую благолепную сень» в 1847 году. В этот день крестный ход направлялся из обители в Саввинский скит, где служились литургия, а также молебен и акафист перед пещеркой, где, по словам автора дореволюционного описания Саввино-Сторожевского монастыря, святой Савва «отдавался подвигам слезной молитвы и созерцанию на земле вышних обителей небесных».

Кроме того, крестные ходы совершались: в Сретение Господне — вокруг монастырской ограды; в Вербное воскресенье — по тому же маршруту; во второй и четвертый день Пасхи, в Светлую пятницу — к реке; в первое воскресенье сентября — в Звенигород.

С 1919 года крестные ходы в разоренной большевиками обители прекратились.

Возрождение традиции Крестных ходов в Саввино-Сторожевском монастыре произошло в 1997 году, в тот же самый день 17 июля, который по новому стилю приходится на 30 июля.

Ежегодным ныне в Саввином монастыре является крестный ход 22 августа — в честь второго обретения мощей преподобного Саввы и перенесения их из Данилова монастыря в Сторожевскую обитель, которое состоялось 23 августа 1998 года, когда отмечалось 600-летие прославленного звенигородского монастыря.


Саша Митрахович 30.12.2017 11:14

Первая Лавра России

Саввино-Сторожевский монастырь занимает по значимости третье место у православных паломников после Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Серафимо-Дивеевского монастыря. Как образно писал один из историков, «...кто хоть когда-нибудь бывал рядом или внутри Саввино-Сторожевского монастыря, понимает, что что-то вокруг этого места есть неповторимое совершенно, уникальное».

Святая обитель была основана в 1398 году преподобным Саввой, одним из ближайших учеников прп. Сергия Радонежского. За более чем шесть веков своего существования у Саввино-Сторожевской обители были разные периоды: бурное строительство в эпоху первых царей из династии Романовых, закрытие после Октябрьской революции 1917 года, возрождение в 1990-е годы.

Монастырский комплекс надежно защищают стены с шестью сохранившимися до наших дней башнями. Обращает на себя внимание трапезная, возведенная в 1652-1654 годах с большой столовой палатой, считавшаяся для своего времени уникальным образцом мастерства русских строителей.

В подвале трапезной были оборудованы ледник и колодец, в окнах вместо привычной слюды стояли стекла, здание обогревалось горячим воздухом, подававшимся по специальным воздуховодам.

Вплотную к трапезной пристроены звонница и церковь, освященная в честь Преображения Господня. Возведение четырехъярусной звонницы, украшенной несколькими башенками с декоративными шатрами, датируется XVII веком. Более двух с половиной веков ее главной достопримечательностью и всего Звенигорода считался 35-тонный Благовестный колокол (его даже запечатлели на гербе города), отлитый «государевым пушечным и колокольным мастером Александром Григорьевым» в 1668 году в честь приезда в Москву Вселенских Патриархов. Колокол обладал редким по красоте звучанием, равному которому в России не существовало. В 1930-е годы небольшие колокола со звонницы отправили на переплавку, а Благовест, который из-за огромного веса снять не смогли, взорвали прямо на звоннице в конце 1941 года. Сохранилось несколько фрагментов колокола и часть языка.

После возрождения монашеской жизни в обители была возрождена и звонница. Она имеет сейчас 12 колоколов, в число которых входит новый Благовест (отлит в 2003 году в Воронеже).

Сторожевский монастырь Звенигород. Надвратная церковь Живоначальной Троицы. Под ней устроен парадный вход в обитель - Святые врата.

Надвратная церковь, освященная в честь Троицы Живоначальной - одна из первых построек монастыря. Возведена она была в 1651 году каменных дел подмастерьем Иваном Шарутиным, который строил также монастырские стены с башнями. Под храмом устроен парадный вход в обитель - Святые врата. Во времена правления царя Алексея Михайловича Троицкая церковь была домовым храмом царицы.

Главный храм монастыря - собор Рождества Пресвятой Богородицы - построили в 1405 году на месте старой деревянной церкви. Он считается одним из древнейших памятников храмового зодчества XVI-XV веков, дошедших до наших дней. Стены храма украшены резьбой по камню в виде поясов. В XVII веке с южной и западной сторон здания были пристроены одноглавый Саввинский придел, две паперти и западное крыльцо. В соборе бережно хранятся мощи основателя обители преподобного Саввы Сторожевского.


Саша Митрахович 25.06.2019 06:40

Резиденция царя Алексея Михайловича (Царицыны палаты)

Резиденция царя Алексея Михайловича (Царицыны палаты)

С правой стороны от собора находится дворец царя Алексея Михайловича Романова, он появился в монастыре после того, как обители был жалован статус первой в России Лавры. При внешней скромности он поражает своими размерами. Длина его составляет 100 метров, в центре располагались покои государя, в которые можно было подняться по отдельному крыльцу, справа и слева - покои для многочисленной свиты. Строился царский дворец почти 20 лет, не раз перестраивался, но до сих пор считается одним из значительных памятников гражданской архитектуры XVII столетия.

Недалеко от собора Рождества Пресвятой Богородицы находятся Царицыны палаты (1652-1654), построенные для супруги Алексея Михайловича - царицы Марии Ильиничны Милославской. Нарядное здание бело-красных цветов состоит из трех, расположенных вплотную друг к другу помещений с отдельными входами. Та часть, где находились покои царицы, выделяется приподнятой крышей и большим шатровым крыльцом. Здание искусно украшено затейливой резьбой, нарядными наличниками и различными деталями, напоминающими женские украшения.

Мария Ильинична вела замкнутый образ жизни, бывая в обители, даже в надвратный Троицкий храм, который служил ей домовой церковью, она попадала из Царицыных палат по специально оборудованной галерее.

В настоящее время здание Царицыных палат занимает Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей.


Саша Митрахович 25.06.2019 06:41
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча