Саввино-Сторожевский монастырь

Саввино-Сторожевский монастырь

Как был основан Саввино-Сторожевский монастырь

Князь Юрий Звенигородский молил преподобного Савву Сторожевского, который после кончины Сергия Радонежского настоятельствовал в то время в Свято-Троицкой лавре, о основании монастыря в Звенигороде.

Старец внял мольбе честолюбивого князя и, покинув Троицкую обитель, в 1398 году пришел в Звенигородский удел, основав в нем обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре в новом монастыре срубили деревянный храм.

Со времени своего основания Саввино-Сторожевский монастырь находился под покровительством власть имущих. После смерти Юрия Звенигородского внимательны и щедры к обители были и следующие властители Звенигородского удела, а позже, по упразднении уделов, русские самодержцы. Благотворил монастырю великий князь Московский Иоанн III, бывали здесь царь Иван Грозный и его сын Федор Иоаннович.

Веком расцвета Саввино-Сторожевского монастыря стало XVII столетие. Впрочем, начиналось оно печально — русской Смутой, не обошедшей и Богородице-Рождественской обители под Звенигородом. Уже в 1606 году поляки разорили монастырь.

Но вот в стране воцарились мир и спокойствие, на трон сел всенародно избранный царь Михаил Федорович Романов, и на Саввин монастырь посыпались милости. Сам государь ездил на богомолье в знаменитую обитель.

Особенно же роль монастыря в русской жизни выросла при его сыне Алексее Михайловиче. Впервые побывав здесь на первом году своего царствования, Алексей Михайлович очень полюбил этот монастырь — отныне он часто навещал обитель. Именно при царе Алексее Михайловиче были обретены мощи преподобного Саввы Сторожевского (в 1652 году), именно при Алексее Михайловиче в монастыре началось большое строительство, а с западной стороны Рождественского собора вырос внушительный царский дворец. Любопытно, что дворец этот соединили с соборным храмом крытым переходом, который вел в «малую палату», где царь с семьей обычно стоял во время богослужения. Ныне этого перехода нет.

Внешний вид Рождественского собора в те годы сильно изменился — его обнесли галереей с запада и юга, а в юго-восточном углу устроили придел преподобного Саввы. В храме появился новый иконостас — высокий, резной, вызолоченный.

В 1682 году, во время стрелецкого бунта, в Саввино-Сторожевском монастыре около полумесяца укрывалась царица Наталья Кирилловна с царевичами Иоанном и Петром.

Бури XVIII столетия, буквально преобразившего Россию, как-то мало затронули Саввину обитель. В новой столице шумели реформаторы, волновались различные партии, на троне сменяли друг друга цари и царицы, а здесь шла неторопливая жизнь.

В ходе секуляризационной реформы, предпринятой Екатериной II в 1764 году, Саввино-Сторожевский монастырь причислили к первому классу. Сама матушка-императрица почтила своим визитом обитель, в 1775 году она присутствовала в Рождественском соборе на литургии.

XIX век для Саввино-Сторожевского монастыря ничем бы не отличался от XVIII столетия, если бы не «гроза двенадцатого года». Еще в августе, в ожидании французских «гостей», из обители вывезли самые ценные вещи и реликвии, но многое осталось на месте — и французы устроили форменный грабеж. Впрочем, это не удивительно, так они поступали во всех русских монастырях; удивительное и любопытное заключается в другом: в том, что грабеж этот коснулся всех монастырских зданий, за исключением одного — именно Рождественского собора. Свой храм спас его святой строитель, преподобный Савва, явившись ночевавшему в царском дворце предводителю французов Евгению де Богарне и пообещав ему жизнь в обмен на то, что тот не тронет собор. После этого ошеломленный Богарне выставил возле соборного храма охрану, запретив солдатам входить в него.

Военная гроза прогремела, и вновь потекла мирная жизнь, изредка волнуемая праздниками, крестными ходами и посещениями высоких персон. Из последних отметим императора Александра II, который дважды приезжал в монастырь еще в качестве наследника престола.

После революции

В декабре 1918 года началась поощряемая новой властью вакханалия вскрытия мощей русских святых. К марту 1919 года эта волна докатилась до Саввино-Сторожевского монастыря, мощи основателя Саввиной обители увезли на Лубянку. Казалось, что они утрачены навсегда.

Между тем началось разграбление монастыря, окончательно закрытого в июле 1919 года. В обители беспрестанно менялись хозяева: беспризорники, музейщики, медики, представители карательных органов, военные... Для Рождественского собора эта советская чехарда закончилась в 1947 году, когда храм передали Звенигородскому музею. Закрепление за собором музейного статуса позволило начать в нем научную реставрацию.

С конца 1950-х годов реставрировались созданные в XVII веке храмовые фрески и иконы иконостаса. Второй этап этих работ относится уже к 1970-м годам. Одновременно, в 1971—1973 годах, собору вернули первоначальный облик — купол храма засверкал позолотой, было восстановлено позакомарное покрытие.

Новые времена принесли новые веяния. В июле 1990 года состоялось малое освящение Рождественского собора. В стенах храма (еще музейного!) вновь зазвучала молитва; впервые после более чем 70-летнего перерыва в соборе отслужили литургию. Первый шаг к восстановлению справедливости был сделан.

Монастыри Звенигорода.


Саша Митрахович 29.12.2017 07:54

Ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря

Ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря

Вокруг Рождественского собора группируются, тяготея к нему как к смысловому центру монастырского ансамбля, другие здания Саввино-Сторожевской обители. В 1650 году появился указ царя Алексея Михайловича о начале в Саввиной обители большого строительства. Всего за шесть лет вокруг древнего Рождественского собора сформировался удивительный по своей красоте и «соразмерности» архитекту . . .


Саша Митрахович 30.12.2017 08:50

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Крестные ходы в Саввино-Сторожевской обители

Крестные ходы в Саввино-Сторожевской обители

До революционного погрома в Саввино-Сторожевской обители ежегодно совершалось несколько крестных ходов, собиравших немало паломников и богомольцев.

Главным из них считался крестный ход 17 июля (по старому стилю) — в воспоминание перенесения святых мощей преподобного Саввы Сторожевского из придельного храма в основной и поставления раки «под новоустроенную из накладного серебра бронзовую благолепную сень» в 1847 году. В этот день крестный ход направлялся из обители в Саввинский скит, где служились литургия, а также молебен и акафист перед пещеркой, где, по словам автора дореволюционного описания Саввино-Сторожевского монастыря, святой Савва «отдавался подвигам слезной молитвы и созерцанию на земле вышних обителей небесных».

Кроме того, крестные ходы совершались: в Сретение Господне — вокруг монастырской ограды; в Вербное воскресенье — по тому же маршруту; во второй и четвертый день Пасхи, в Светлую пятницу — к реке; в первое воскресенье сентября — в Звенигород.

С 1919 года крестные ходы в разоренной большевиками обители прекратились.

Возрождение традиции Крестных ходов в Саввино-Сторожевском монастыре произошло в 1997 году, в тот же самый день 17 июля, который по новому стилю приходится на 30 июля.

Ежегодным ныне в Саввином монастыре является крестный ход 22 августа — в честь второго обретения мощей преподобного Саввы и перенесения их из Данилова монастыря в Сторожевскую обитель, которое состоялось 23 августа 1998 года, когда отмечалось 600-летие прославленного звенигородского монастыря.


Саша Митрахович 30.12.2017 11:14
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Loading...