Преподобный Савва Сторожевский

Содержание:
На фото: Икона преподобного Саввы Сторожевского.
Множество чудес и исцелений случилось у мощей преподобного Саввы Сторожевского. Приходящим к нему с верою людям подаются они по молитвам этого величайшего подвижника.
Когда и где родился преподобный Савва Сторожевский, в точности не известно. Иногда в качестве даты рождения указывается 1327 год, однако эта датировка основывается лишь на более или менее вероятных допущениях. Скорее всего, происходил он из знатной семьи, ибо, по преданию, оставил имущество и сменил «мягкие одежды» на иноческое рубище.
Сергиев ученик
К преподобному Сергию Радонежскому святой Савва пришел в юном возрасте, явившись одним из первоначальников Радонежской обители. Впоследствии, когда он стяжал большой духовный опыт и дар рассуждения (но говорил при этом крайне редко и мало), преподобный Сергий сделал его духовником братии.
В 1380 году преподобный Савва стал первым игуменом основанного Радонежским чудотворцем Успенского Дубенского Шавыкина монастыря на реке Дубне и оставался в этом качестве больше десяти лет. Шавыкин монастырь — наименее изученный из всех, связанных с именем преподобного Сергия. Находился он на острове и со временем исчез (в середине XIX века в принадлежавшей тогда Петру Аксакову Шавыкиной пустоши сохранялись лишь две обветшалые часовни).
Когда преемник преподобного Сергия, преподобный Никон, ушел в затвор, святой Савва в течение шести лет настоятельствовал в Троицком монастыре. К этому периоду предание относит чудо изведения по молитвам преподобного Саввы водного источника, который и поныне истекает за северной стеной Троице-Сергиевой Лавры.
Сторожевский подвижник
Так совпало, что вскоре после того, как преподобный Савва сам возжелал пустыннического жития, князь Юрий Дмитриевич Звенигородский уговорил его поселиться возле Звенигорода. Место, предложенное князем, полюбилось святому, и вскоре он выстроил здесь небольшую деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а неподалеку — келью.
Перебравшись на звенигородскую землю, подвижник еще больше утруждал плоть свою постом и лишениями, подвизаясь в безмолвии. Скоро слух о его святой жизни привел в эти места многих искавших спасения. Преподобный Савва всех принимал с любовью и был образцом смирения и иноческих трудов. Когда собралось довольно братии, он устроил в новой обители общежитие.
В своих отношениях с насельниками монастыря святой старался подражать своему учителю, заветы которого хранил в сердце и соблюдал в своей подвижнической жизни. Предание сохранило рассказ о том, как он на своих перетруженных подвигами и возрастом плечах носил воду на крутую гору, к обители, и все потребное для себя старался делать сам, чтобы научить братию не лениться и не губить дней в праздности.
В версте от монастыря, в глубоком овраге, под сенью густого леса, преподобный ископал себе тесную пещеру, где в совершенном уединении и покаянии со слезами молился Господу. Молитву он чередовал с рукоделием. Это место теперь известно как скит преподобного Саввы Сторожевского.
В 1399 году князь Юрий Дмитриевич должен был идти войной против волжских булгар. Перед походом он пришел в Сторожевскую обитель испросить благословения на брань у своего духовника. Святой помолился, осенил князя крестом и предрек победу. Предреченное сбылось.
Вернувшийся с победой князь поспешил к преподобному, сделал щедрые пожертвования и учредил трапезу братии. На княжьи пожертвования производилось благоустройство обители, был построен прекрасный белокаменный Богородице-Рождественский собор.
Совершенствуясь в духовной жизни, преподобный Савва достиг глубокой старости. Почувствовав приближение кончины, старец призвал к своему смертному ложу братию и, сделав последние наставления и назначив преемника, скончался 3 декабря 1407 года.
Тело преподобного Саввы было предано земле в соборе Рождества Пресвятой Богородицы.
Чудесные знамения и явления
Сохранилось немало рассказов о посмертных явлениях преподобного Саввы, о его помощи страждущим и вразумлении неразумных.
Особенно любопытен один такой рассказ, относящийся ко второй половине XV века. Речь в нем идет о видении тогдашнего настоятеля Сторожевской обители игумена Дионисия. Однажды, решив отдохнуть после обычного своего правила, Дионисий узрел перед собой благообразного старца, который повелел написать свой образ на иконе (а игумен тот был даровитым иконописцем). Дионисий резонно вопросил, кого видит перед собой, на что получил ответ: «Я — Савва, начальник сего места». Воспрянув ото сна, настоятель призвал ветхого годами монаха Аввакума, видевшего в ранней юности преподобного Савву, и попросил его описать святого. Описание в деталях совпало с образом старца, виденного Дионисием, который после этого и исполнил Саввино повеление.
Вскоре игумен на себе испытал милость основателя Сторожевского монастыря. Оклеветанный братией перед великим князем Московским Иоанном III Васильевичем и вызванный последним на суд, Дионисий просил заступления у преподобного Саввы. Святой явился в следующую ночь настоятелю и впавшим в соблазн монахам. Первого он ободрил, а иноков пристыдил, сурово вопросив: «Для того ли вы оставили мир, чтобы с ропотом проходить подвиг иночества?» На суде у князя отец Дионисий был оправдан.
Русская Церковь канонизировала преподобного Савву Сторожевского в 1547 году. В 1652 году состоялось обретение мощей святого. Перед открытием мощей было замечено особенно много чудесных явлений при гробе великого сторожевского подвижника.
Не иссякла его помощь страждущим и после 1652 года. Неудивительно, что слава о святом разошлась по всей Руси.
Любопытный факт: Житие преподобного Саввы Сторожевского в начале 1830-х годов перевел на современный ему язык (коего, впрочем, и сам в некотором смысле являлся создателем) Александр Пушкин. Это был текст более поздний по отношению к Житию, созданному в середине XVI века игуменом Маркеллом Хутынским, и весьма отличный от Маркеллова. Чтобы читатель составил представление о пушкинском переводе, приводим небольшой отрывок из него:
«Услышав о преставлении святого, князья и бояре, и окрест живущие, и все христолюбивые граждане Звенигорода стеклись с великой любовию на погребение отца, принесши с собою больных своих, и, проводив его псалмопением надгробным, положили его с честию в им построенной церкви Пресвятой Богородицы, на правой стороне...»
Мощи преподобного Саввы Сторожевского

Святые мощи преподобного Саввы Сторожевского; именно к ним прежде всего устремляются паломники, прибывающие в Сторожевскую обитель.
Впервые мощи преподобного Саввы Сторожевского были обретены в 1652 году, в присутствии государя Алексея Михайловича и Патриарха Московского и всея Руси Иосифа. Алексей Михайлович обещал вскоре устроить серебряную раку для мощей святого, однако обета своего за смертью исполнить не успел, на смертном одре завещав сделать это своему сыну Федору, что тот, уже будучи царем, и совершил в 1680 году.
Чудотворения от мощей преподобного Саввы не иссякали, святой подавал помощь всем с искренней просьбой о помощи притекающим к нему. Слава об этих чудотворениях разошлась далеко по России. Никто тогда не знал, сколь тяжелые испытания суждены великой святыне Саввиной обители.
Весной 1919 года вскрытые и оскверненные мощи святого Саввы Сторожевского богоборцы вывезли из монастыря. По некоторым сведениям, святыню большевики предполагали уничтожить. Лишь на закате советской эпохи выяснилось, что главу преподобного удалось спасти.
Дело было так. В 1921 году 28-летнего сотрудника Государственного Исторического музея Михаила Михайловича Успенского вызвали на Лубянку. Представитель «органов», встретившийся с ним, показал на накрытое материей блюдо и сказал: «Передайте блюдо в музей, а то, что на нем, — останки святого Саввы Сторожевского — поместите, куда сочтете нужным». Ревностный христианин, М. М. Успенский увез главу преподобного к себе домой. После его кончины воля художника была выполнена — мощи преподобного Саввы родственники М. Успенского передали в только что открытый в Москве Данилов монастырь.
В августе 1998 года, когда широко праздновалось 600-летие Саввино-Сторожевского монастыря, преподобный Савва вернулся своими мощами в родную обитель. Ковчег с мощами положили в возобновленную раку.