Архитектура Тайнинской церкви

Архитектуру Тайнинской церкви можно отнести к лучшим образцам «русского узорочья», во многом наследующего отечественной храмовой архитектуре XVI века — но с особым вниманием к обильной декорировке экстерьера.
Этот стиль переживал свой расцвет при государе Алексее Михайловиче, а позже был «закрыт» быстро вошедшим в моду барокко. При этом есть один элемент, ставящий Благовещенский храм несколько особняком в ряду иных шедевров «русского узорочья». Это — особая конструкция его крыльца, отсылающая нас к деревянному церковному зодчеству, в развитии которого особенно постарались северные мастера.
Шатры в храме Благовещения украшают боковые фрагменты двухэтажного крыльца. Необычный вид крыльцо получает не благодаря своей двухшатровости; главная причина этой необычности — завершение центральной части крыльца полой бочкой, традиционным украшением северных деревянных церквей. Использование бочки в данном случае — прием почти уникальный в каменном строительстве, аналоги ему подыскать трудно: бочки мы видим лишь в некоторых церквах рубежа XIX—XX веков, но это уже сознательная стилизация, характерная для эпохи эклектики и модерна.
В остальном Благовещенский храм представляет собой двусветный четверик, увенчанный рядами кокошников и пятиглавием и дополненный с запада трапезной с двухэтажной обходной галереей. Церковь поражает изысканным декором, заставляющим плоскости стен почти буквально двигаться, «дышать».