Архитектура Успенского собора Астрахани

Успенский собор Астахани выполнен в архитектурном стиле московского барокко. Здесь и характерная для этого стиля устремленность ввысь, и праздничный декор, и фигурные купола.
Московское барокко — это не единое течение, оно распадается на несколько самобытных и по-своему уникальных региональных «подстилей». Так, астраханский храм все же отличается от тех, что строили в те годы в Москве. По сравнению с «нарышкинскими» церквями Покрова в Филях или Успения на Покровке (не сохранилась) Успенский собор кажется даже в некоторой степени старомодным. И в этом проявляется влияние рязанского кремлевского собора. Тут и в помине нет экспериментов с объемами, сооружение тяготеет к традиционным формам русского соборного храма (большое здание-корабль с пятью главами), а собственно от барокко — замысловатый силуэт и особо пышный, словно точеный, белокаменный декор.
Декор, кстати, крепостной зодчий Мякишев — а достоверно известно, что вся резьба и лепнина храма выполнена по резным макетам собственноручного Мякишева изготовления, — умел использовать со вкусом. Впрочем, в этом храме декор — не самоцель, он филигранно подчеркивает вертикальные геометрические формы церкви. Мастер отдает должное богатым наличникам, при этом стилистически «унифицирует» их с оформлением порталов, не боясь прибегнуть к асимметрии там, где это обосновано внутренней композицией (несимметричными, при ближайшем рассмотрении, оказываются северный и южный фасады — их порталы «сдвинуты» к алтарной части). Галерея-гульбище с ее аркадой, широкими лестницами,
орнаментовкой и «гирьками» — дань традициям XVII века. Ее каменный узор только подчеркивает легкость и в то же время грандиозность основного объема. Галерея ведет на «кружало» — Лобное место, пристроенное к храму с запада, со стороны площади.
Завершение собора — это сложная система парусных сводов, поддерживающая элегантное пятиглавие со световыми барабанами, присущими барокко фигурными куполами и маленькими золочеными главками. На дореволюционных фото можно разглядеть, что какое-то время вместо изначальной фигурной кровли собор покрывала простая четырехскатная, но позже реставраторы вернули ей оригинальные формы.
Интересен выбор сцен для росписей в полукруглых подкарнизных нишах храма. Это: на юге — Рождество, Крещение, Спас Нерукотворный; на западе — Моление о чаше, Распятие, Положение во гроб; на севере — Преображение, Воскресение, Вознесение; на востоке — Сошествие Святого Духа, Успение и Покров Богородицы.