История Успенского собора в Астрахани

Содержание:
История астраханского Успенского собора характерна для нашего отечества: процветание — послереволюционные реквизиции — обновленцы — закрытие — приспособление... Лишь в последнем пункте история этого храма счастливо отличается от истории множества других церквей, сгинувших с лица земли в прошлом веке: собор успели музеефицироватъ, хоть интерьеры и были утрачены безвозвратно.
В новейшее время спасенное здание вернули Церкви.
Астраханский Успенский собор каким он был изначально

Таким, каким мы видим его сейчас — белым с зелеными куполами, — Успенский собор Астрахани был не всегда. Изначально его покрасили в красный цвет, окна и капители оставили белыми, детали галереи сделали сине-желтыми. Купола были покрыты железом и украшены золочеными звездами.
К южному порталу примыкала галерея с башенкой, украшенной ангелом-флюгером. По этой галерее проходили на службу архиереи. До наших дней она не сохранилась, будучи уничтожена в лихие 30-е годы прошлого века.
Убранство собора поражало современников своим богатством. Одной из главных реликвий храма считался уникальный восьмиярусный иконостас. Как известно, русские церковные традиции предполагали максимум семь ярусов (в классическом варианте их — пять). Этот же, высотой 23 метра, изготовили в 1703 году мастера из Нижнего Новгорода — отец и сын Иван и Терентий Тимофеевы и Матвей Логинов. Образа для иконостаса поручили писать казанскому изографу Никифору Попову, а также домовому иконописцу купца Г. Д. Строганова Ивану Андрееву.
В XIX веке иконостас был дополнен потрясающими по красоте серебряными царскими вратами. Их чеканил в Санкт-Петербурге мастер Федор Штанде, а подарил в 1819 году Успенскому собору купец Петр Сапожников, который за семь лет до этого выделил средства на подведение под своды четырех массивных столпов.
Успенский собор Астрахани после революции 1917 года

После революции 1917 года, когда начались гонения на веру, для большинства российских храмов настали непростые времена. Успенский собор в Астрахани исключением не был. Сначала из него экспроприировали ценности, потом на несколько лет передали обновленцам, которые совсем не следили за его состоянием. В результате в 1928 году в докладе о состоянии церквей и культурного имущества Астрахани прозвучала такая фраза:
«Кафедральный собор представляет из себя громадную музейную ценность, но от времени постепенно изнашивается, дает трещины и нуждается в тщательном поддержании, что община верующих, в пользовании коей он находится, сделать за отсутствием средств не может».
Шли речи и о сносе здания. Непоправимое чуть было не случилось; к счастью, соответствующее постановление окружного исполкома вовремя пересмотрели и решили собор «приспособить». В нижнем храме разместился губернский архив, а верхний передали военным, и они устроили там спортзал. Тогда же встал вопрос о судьбе восьмиярусного иконостаса. Его предполагалось демонтировать, по официальной версии — для того, чтобы смыть позолоту. Против этого категорически возражали в Нижне-Волжском музее. Его резолюция крайне любопытна:
«Бывший Успенский собор в г. Астрахани не только лучший памятник стиля московского барокко в Нижне-Волжском крае, но это вообще один из лучших памятников этого стиля всего СССР; иконостас его верхней церкви, без сомнения, лучший барочный иконостас в крае. Уничтожение такой исключительной художественно-исторической ценности ради того очень небольшого количества золота, которое получается при смывке, краевой музей считает нерациональным».
Но слушать сотрудников музея никто не стал: иконостас сняли, разобрали и сожгли, а солдаты местного гарнизона, говорят, потом долго отрабатывали на святых образах меткость стрельбы. Серебряные царские врата пошли на переплавку...
Успенский собор Астрахани после Великой Отечественной войны

После Великой Отечественной войны, во время которой в Успенском соборе хранили боеприпасы (а потом устроили казармы), заговорили о том, чтобы передать хотя бы часть зданий Астраханского кремля управлению культуры облисполкома. Что и было сделано в 1958 году; передачу приурочили к 400-летию со дня основания города.
Начались долгие реставрационные работы, сопряженные со вскрытием находившихся в Успенском соборе захоронений. Все предметы из гробниц передали в фонды краеведческого музея, а останки архиереев переложили в фанерные ящики и поместили в склеп, где раньше покоился священномученник Иосиф, митрополит Астраханский и Терский. Останкам грузинских царей Вахтанга VI и Теймураза II, можно сказать, повезло — по настоянию грузинской стороны, их оставили в дубовых гробах.
Лишь в ноябре 1974 года Успенский собор в числе еще нескольких памятников кремля передали Астраханскому краеведческому музею; как отмечалось в официальных документах:
«в целях использования комплекса историко-архитектурных памятников... для массовой пропагандистской работы по краеведению».
В верхнем и нижнем храмах разместились экспозиции. В крипту тоже водили туристов — показывали места погребения астраханских архипастырей. Верующие же в ходе таких «экскурсий» стремились тайно поклониться месту, где покоились мощи священномученика Иосифа.
Астраханский Успенский собор вернули верующим в 1992 году

Время шло, в стране сменился политический строй, а вместе с ним и отношение к религии. К началу 90-х годов прошлого века астраханский Успенский собор вернули верующим, и в 1992 году, в светлый праздник Рождества Христова, после более чем полувекового перерыва, в храме снова зазвучали молитвы. Первое богослужение тогда прошло в верхнем храме. Там поставили небольшой иконостас — его достали . . .