Успенский собор Астрахань кафедральный фото описание

Содержание:
Успенский собор в Астрахани — главный южный храм России. Он виден почти из любой точки города и удаленных окрестностей Астрахани. Это один из самых больших православных храмов России: его высота — 75 метров! Сооружение — поистине грандиозное даже для богатой купеческой Астрахани, и, уж конечно, на рубеже XVII—XVIII веков такое строительство было делом непростым.
Грандиозное сооружение собора Успения Пресвятой Богородицы в Астрахани уже в то далёкое время впечатляло своими размерами и необычайной красотой, Пётр I был настолько потрясён храмом в Астрахани, что велел возвести аналогичный православный храм в Санкт-Петербурге — так появился в Северной столице Никольский морской собор.
Астраханский Успенский собор сохранился практически без малейших изменений, и только внутреннее убранство церкви утратило свой первозданный облик: огромный иконостас со множеством старинных образов не уцелел, а уникальные металлические двери собора стали ценным экспонатом Астраханской картинной галереи.
Однако лобное место церкви — второе сохранившееся в России. Нарядность зданию придают белокаменные столбы, карнизы, балюстрада, а достроенная в XX веке колокольня логично дополняет силуэт главного православного храма Астрахани.
Строительство Астраханского Успенского собора

Первый, еще деревянный, храм, построенный на месте нынешнего Успенского собора в Астрахани, был намного скромнее нынешнего. Ту церковь возвели в конце 60-х годов XVI века, а освятили в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Список с этого чудотворного образа из московского Успенского собора прислал в дар городу Иван Грозный, отметив тем самым присоединение Астрахани к Московской Руси. . . .
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
История Успенского собора в Астрахани

История астраханского Успенского собора характерна для нашего отечества: процветание — послереволюционные реквизиции — обновленцы — закрытие — приспособление... Лишь в последнем пункте история этого храма счастливо отличается от истории множества других церквей, сгинувших с лица земли в прошлом веке: собор успели музеефицироватъ, хоть интерьеры и были утрачены безвозвратно. . . .
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Архитектура Успенского собора Астрахани

Успенский собор Астахани выполнен в архитектурном стиле московского барокко. Здесь и характерная для этого стиля устремленность ввысь, и праздничный декор, и фигурные купола.
Московское барокко — это не единое течение, оно распадается на несколько самобытных и по-своему уникальных региональных «подстилей». Так, астраханский храм все же отличается от тех, что строили в те годы в Москве. По сравнению с «нарышкинскими» церквями Покрова в Филях или Успения на Покровке (не сохранилась) Успенский собор кажется даже в некоторой степени старомодным. И в этом проявляется влияние рязанского кремлевского собора. Тут и в помине нет экспериментов с объемами, сооружение тяготеет к традиционным формам русского соборного храма (большое здание-корабль с пятью главами), а собственно от барокко — замысловатый силуэт и особо пышный, словно точеный, белокаменный декор.
Декор, кстати, крепостной зодчий Мякишев — а достоверно известно, что вся резьба и лепнина храма выполнена по резным макетам собственноручного Мякишева изготовления, — умел использовать со вкусом. Впрочем, в этом храме декор — не самоцель, он филигранно подчеркивает вертикальные геометрические формы церкви. Мастер отдает должное богатым наличникам, при этом стилистически «унифицирует» их с оформлением порталов, не боясь прибегнуть к асимметрии там, где это обосновано внутренней композицией (несимметричными, при ближайшем рассмотрении, оказываются северный и южный фасады — их порталы «сдвинуты» к алтарной части). Галерея-гульбище с ее аркадой, широкими лестницами,
орнаментовкой и «гирьками» — дань традициям XVII века. Ее каменный узор только подчеркивает легкость и в то же время грандиозность основного объема. Галерея ведет на «кружало» — Лобное место, пристроенное к храму с запада, со стороны площади.
Завершение собора — это сложная система парусных сводов, поддерживающая элегантное пятиглавие со световыми барабанами, присущими барокко фигурными куполами и маленькими золочеными главками. На дореволюционных фото можно разглядеть, что какое-то время вместо изначальной фигурной кровли собор покрывала простая четырехскатная, но позже реставраторы вернули ей оригинальные формы.
Интересен выбор сцен для росписей в полукруглых подкарнизных нишах храма. Это: на юге — Рождество, Крещение, Спас Нерукотворный; на западе — Моление о чаше, Распятие, Положение во гроб; на севере — Преображение, Воскресение, Вознесение; на востоке — Сошествие Святого Духа, Успение и Покров Богородицы.
Интерьер Успенского собора Астрахани

Интерьер Успенского собора Астрахани — это не один, а два храма. Сочетание в одном здании летней и зимней (в нижнем этаже) церквей — московская традиция, но в данном случае разделение собора несет еще и глубокую смысловую нагрузку. Верхний — светлый, высокий, богато украшенный — храм словно символизирует Небесное, Божественное начало в человеке. Нижний — Владимирский —темен и тесен, его своды низкие и давящие. Это ощущение тесноты усиливают четыре огромные колонны, на которые опирается верхняя церковь. Владимирский храм будто призывает задуматься о греховности земного бытия, о склепе телесной оболочки, в которую заточена бессмертная душа. Собственно говоря, это и есть склеп — в нем располагаются захоронения астраханских архиереев.
С 1885 года здесь вообще не проводили службы иначе, как по большим праздникам, — роль зимнего храма при кафедральном соборе тогда играл Троицкий собор одноименного монастыря, расположенного по соседству.
Упоминая об Успенском соборе, наши предки подразумевали, в первую очередь, верхний храм. И вот тут, к сожалению, — в том, что касается интерьера, — приходится употреблять прошедшее время и, следуя старинным описаниям, «включать воображение». Ибо от разорений богоборческой эпохи главный храм Астрахани не оправился до сих пор. Главная утрата, конечно же, — невероятный иконостас в восемь ярусов. Кстати, не совсем правы те, кто считает его единственным в мире — подобный, восьмиярусный, иконостас был, насколько известно, в дворцовой церкви Иоасафа Царевича в Измайлове, снесенной в 1930-е годы. Что, разумеется, нисколько не умаляет ценности астраханского шедевра. В любом случае, оба иконостаса не уцелели, и приходится с сожалением констатировать: никакая реплика не в состоянии заменить утерянного сокровища.
В последние годы внутреннее убранство Успенского собора по мере сил возрождают, при этом стараются придерживаться исторической достоверности, ориентируясь на сохранившиеся свидетельства. Стены и колонны вновь облицованы искусственным мрамором — как это было в прошлом; воссозданы чугунные полы; барабаны изнутри расписаны мастерами из Палеха; из Греции привезли изготовленное на заказ большое паникадило. Впрочем, до окончательного завершения работ еще далеко. Регулярные службы вынужденно проводятся в нижнем храме. Верхний же большую часть времени закрыт. Однако с гою года в теплое время года воскресные и праздничные службы проводятся именно в нем.
Успенский собор Астрахани богослужения контакты добраться самостоятельно расположение на карте

Богослужения в Успенском соборе Астрахани:
Богослужения в Успенском соборе Астрахани совершаются ежедневно в 8:оо (литургия), по праздничным дням — в 8:40. Вечерняя служба — в 17:00. Расписание богослужений уточняйте на официальном сайте Успенского собора. Ежедневно до 14:00 в соборном храме дежурит священник.
Контакты Успенского собора:
- Адрес: 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Тредиаковского, 2, Кремль.
- Телефоны: +7 (8512) 44-46-47,44-39-47
- Сайт: www.astrsobor.ru
- Электронная почта: mait@astrsobor.ru
Как добраться самостоятельно к Успенскому собору Астрахани:
Найти Успенский собор в Астрахани несложно, труднее добраться до самого города. Из Москвы ежедневно туда и обратно летают самолеты как из Шереметьева, так и из Внукова. Раз в день летают самолеты из Пулкова (Санкт-Петербург). Поезда из Москвы идут как транзитные (Москва — Баку, Москва — Махачкала, Астрахань — Мурманск), так и прямые — №№5, 283 с Павелецкого вокзала. Из Петербурга —прямой поезд №109 с Московского вокзала. Перелет займет около двух с половиной часов, переезд по железной дороге — больше суток.
Самое дорогостоящее, длительное, комфортное и интересное путешествие —туристическим теплоходом «Москва — Астрахань — Москва» от Северного речного вокзала столицы.
Информация для автолюбителей: от Московского Кремля до астраханского —1400 километров. Нужно ехать по федеральной трассе М4 «Дон» до Каширы, далее — по федеральной трассе Мб «Каспий», через Тамбов и Волгоград.