Блаженная Матрона Анемнясевская

Содержание:
Блаженная Матрона Анемнясевская похоронена на Владыкинском кладбище. К сожалению, могила ее неизвестна (большую часть кладбища уничтожили в 1960—1970-е годы), но память о ней во Владыкине хранят самую светлую и благодарную.
В 1936 году на Владыкинском кладбище была похоронена Матрена Григорьевна Белякова, в народе известная как Блаженная Матрона Анемнясевская, последние месяцы своей многострадальной жизни проведшая неподалеку, в Доме хроников имени Радищева. Вытерпеть на пути от крещальной купели до могилы ей действительно пришлось немало.
О чем просят блаженную Матрону Анемнясевскую?
К иконе Блаженной Матроны Анемнясевской приходят просить о даровании детей.
Детство Матроны Анемнясевской
Блаженная Матрона Анемнясевская родилась в 1864 году в крестьянской семье (деревня Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии) в бедной крестьянской семье. Уже в детстве ей довелось испытать немало скорбей — нужда настолько задавила родителей святой, что, кажется, совершенно озлобила их сердца. Родители не любили ее, били смертным боем.
После перенесенной в семилетием возрасте оспы девочка ослепла. Но это было только начало ее бед. Когда ей шел одиннадцатый год, случилось нечто гораздо худшее. Матроне Анемнясевской, несмотря на ее слепоту, родители вменили в обязанность уход за младшими детьми, и однажды она уронила сестру с крыльца, за что вынесла жестокие побои от матери. В этот момент она трижды удостоилась видения Божией Матери, о чем сообщила родительнице — но та продолжала избивать дочь. После этого девочка слегла и больше уже никогда не вставала.
Более того — с этого времени она перестала расти, так и оставшись на всю свою жизнь в теле десятилетнего ребенка (ростом 90 сантиметров). Единственное, что ей оставалось доступно, — это самостоятельно переворачиваться с боку на бок и шевелить руками.
Духовные дары блаженной Матроны Анемнясевской
До семнадцати лет она лежала в родительском доме, беззлобно перенося попреки и обиды. Утешение находила лишь в молитве (в первый раз Божия Матерь явилась ей еще тогда, когда мать била ее за упавшую сестрицу), и вскоре ее стали посещать жители окрестных деревень, замечая, что молитвы Матреши быстрее доходят до Бога, чем их собственные.
Односельчане Матреши, видя, с каким великим терпением и молитвенным усердием она переносит дарованные ей скорби, прониклись к ней любовью и даже некоторым благоговением.
Однажды наведался к ней крестьянин-пильщик и сказал: «Матреша, вот уж как ты лежишь несколько лет, ты, небось, Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину, может быть и пройдет от тебя...» Блаженная исполнила просьбу гостя, и хворь тут же оставила его. Пошла широкая молва, и с тех пор к ней стали ходить люди со своими скорбями, и чем дальше, тем больше (говорят, что в последние земные годы святой ее иногда посещало до ста человек в день — причем некоторые преодолевали согни верст, чтобы поговорить с нею), — и многие из них по Матрешиной молитве получали избавление от нужд и болезней.
Разумеется, почитатели оставляли пожертвования, но, покуда святая жила у родителей, всё у нее отбирал отец, тратя деньги на водку. Вскоре родители померли, и Матреша перебралась к сестре, где скорбей у нее не убавилось, — ближайшие родственники видели в ней лишь неплохой источник дохода.
Матрена Анемнясевская после смерти родителей
Позже ее взял к себе племянник Матвей Сергеевич, человек добрый и богобоязненный, но не имевший влияния на свое семейство, которое рассматривало бездвижную «жиличку» лишь как некое неудобство и... дохода. Дело осложнялось тем, что детей Матвея Сергеевича сверстники дразнили тем, что в доме у них обитает столь необычная калека, а те, по детскому неразумию, переносили эти насмешки и собственную неприязнь на блаженную Матрону.
Летом Матрешу выносили в холодные сени, где она лежала, пока стужа не делалась уже совсем невыносимой. Приходившие к блаженной богомольцы удивлялись такому ее положению в доме родных, пытались посильно помочь ей, но ее саму, кажется, внешние условия жизни совсем не занимали, а после 1933 года она совсем перестала обращать внимание на житейские обстоятельства. Что-то произошло, неуловимое для стороннего наблюдателя, после чего она стала готовиться к смерти.
Откуда она знала столько молитв, акафистов и церковных песнопений, исполняя последние с абсолютной правильностью?! Сама Матрена на подобные вопросы отвечала так: «Придет добрый человек и прочитает что-нибудь, а я и запомню с Божией помощью». Это свидетельствует о неординарных способностях ее памяти. Но и вообще, всякому человеку, чье сознание не исказили новомодные материалистические теории, было ясно — в этом детском теле живет дух великой подвижницы.
Матрена Анемнясевская истово постилась, накладывая на себя ограничения паче церковных, — мясо она исключила из своего рациона в семнадцать лет, после того как в ней открылись неведомые обычным людям духовные способности. Причащаться святая старалась как можно чаще — по крайней мере, не реже одного раза в месяц. Для этого к ней приезжал приходской батюшка.
Навещавшие Матрону монахини, которых она очень любила, подробно рассказывали ей о своих паломничествах, — из этих рассказов блаженная составила представление о знаменитых русских обителях, из коих особенно выделяла Саровский и Дивеевский монастыри. Многим из тех, кто приходил к ней с разговором, она советовала непременно посетить Дивеево и Сэров, приложиться к тамошним святыням.
Матрона Анемнясевская в советское время
Богоборцы, захватившие власть в России в 1917 году, рассматривали Матрешу как своего идеологического врага и всячески старались отравить ей жизнь. Особенно усилились нападки с начала 1930-х годов, когда началась коллективизация. Блаженная Матрона Анемнясевская, судя по всему, провидела свою близкую смерть — примерно с 1933 года она как будто совершенно перестала интересоваться земными делами, оживляясь, лишь когда беседа касалась жизни вечной.
В 1935 году карательные органы арестовали десятерых человек по «делу попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой», однако саму блаженную некоторое время трогать не решались. В конце концов, придумали расправиться с нею руками односельчан. Собрали колхозное собрание, которому предложили принять постановление об «изъятии» Матрены Григорьевны Беляковой как «вредного элемента». Из трехсот сельчан постановление это подписали лишь 24 человека, в основном это были молодые активисты, которым большевистский агитпроп уже основательно промыл мозги. Сельсовет при этом дал характеристику «на Белякову М. Г.», в которой, помимо прочего, говорилось: «Данная гражданка является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу... Ввиду этого по сельсовету задерживается ход коллективизации».
«Изымать» Матрешу пришлось самому председателю — остальные отказались принимать участие в богопротивном деле. Перед смертью этот человек, — а умирал он очень тяжело, — позвав священника, искренне раскаялся в своем грехе. Святую Матрону увезли в Касимов, оттуда — в Рязань, а оттуда, по некоторым сведениям, — в Москву, в Бутырскую тюрьму. Но ненадолго — уже умиравшую, ее поместили в Дом хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине.
Там она и окончила свой земной путь 29 июля 1936 года. Погребли ее, вероятнее всего, здесь же, на Владыкинском кладбище, большая часть которого была уничтожена в 1960—1970-е годы. Затерялась и могила блаженной Матроны Анемнясевской, — в 1999 году она была прославлена как местночтимая святая; год спустя ее канонизировали для общецерковного почитания.
«Дело попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой»

На фото: Бутырская тюрьма, где, согласно ряду косвенных свидетельств, блаженная Матрона провела некоторое время после ее «изъятия» из Анемнясева.
Основные сведения о блаженной Матроне Анемнясевской мы почерпаем из жития святой, составленного в 1930-х годах священномучеником Николаем Правдолюбовым, служившим в Касимове. Батюшка специально в 1933 году приезжал в Анемнясево, с блаженной Матроной тогда у него состоялась долгая и доверительная беседа. Услышанное легло в основу созданного отцом Николаем вместе с его братом Владимиром жизнеописания святой.
Кроме того, братья составили еще два жизнеописания — местночтимых подвижников царевича Иакова и Петра Отшельника. Тексты эти разошлись по Касимову и, после доноса, послужили поводом к открытию летом 1935 года «дела попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой» и аресту Владимира Анатольевича и отца Николая. И не только их — всего в тюрьме по этому делу оказались десять человек была отправлена в Москву и блаженная Матрона. Арестованные держались мужественно — никто не оговорил другого, особенно же упорно все отстаивали светлый образ блаженной Матроны Анемнясевской. Вызываемые по делу свидетели вели себя не менее храбро.
Владимир Анатольевич и отец Николай были расстреляны в лагере; отец Сергий вернулся из заключения совершенно больным и умер в 1950 году; все трое канонизированы Русской Церковью.
А жизнеописание блаженной Матроны чудом сохранилось в Архиве ФСБ — в 1990-х годах его выдали настоятелю московского Троицкого храма в Троицком-Голенищеве протоиерею Сергию Правдолюбову, внуку священноисповедника Сергия Правдолюбова. Его заботами и под его редакцией оно было издано в 1999 году.