Большая Никитская улица Москва

Прогулка по Большой Никитской улице Москвы.
В 372 году на брегах Дуная по приказанию вождя вестготов Атанариха был жестоко убит мученик Никита Готский. А в первой половине XVI века в далекой Москве построили церковь в его честь, вокруг которой сложился женский монастырь — Никитский, давший название бывшей Новгородской улице, пролегавшей мимо него.
Древнейший участок Большой Никитской улицы — от Моховой до площади Никитских ворот. Увы, наша «экскурсия» не предполагает пристального всматривания в историческую топографию этого района; взгляд скользит по верхам, останавливаясь лишь на самых приметных постройках. Вот, по нечетной стороне, под № 13, — здание Московской консерватории, выстроенное на рубеже XIX—XX веков (до того консерваторцы мыкались по съемным квартирам) и расширенное в 1930-е годы. Напротив — уже знакомое нам Малое Вознесение, рядом с которым, на углу Большой Никитской и Брюсова переулка, приманивает взгляд характерный домик XVII века. Это так называемые палаты Арасланова, около двадцати лет назад совершенно неожиданно освобожденные от скорлупы позднейшей штукатурки.
Брюсов переулок затягивает в себя. Еще бы! Слева — палаты Арасланова, справа — усадьба Брюсов (потомков Якова Брюса). Дальше — больше. Из-за ограды по левую руку вырастает готический фасад — англиканская Андреевская церковь (1880-е). А впереди уже встречает церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке — такая милая, такая ожиданная с своим одноглавым четвериком (1630-е) и послепожарной трапезной. Церковь никогда не закрывалась — за нее неизменно вступались жившие неподалеку, в доме ГАБТ, именитые артисты. Здесь хранятся дорогие москвичам святыни — иконы Божией Матери «Взыскание погибших», свт. Спиридона Тримифунтского. Несколько десятилетий в храме служил митрополит Питирим (Нечаев; 1926—2003).
Но бегом, бегом обратно, к площади Никитских ворот. Не смотрим на кирпичные жилые башни «улучшенной планировки», смотрим на то, что осталось от старой Москвы. А таки кое-что осталось. Городская усадьба Суворовых, например (№44), памятник XVIII—XIX веков; главное здание построено в 1812—1817 годах. Здесь родился Александр Васильевич Суворов, будущий фельдмаршал. Сразу вслед за ним (№ 46) — усадьба П.И. Бибикова (XVIII—XIX века), примечательная, помимо всего прочего, тем, что в одном из ее уголков жил М. А. Булгаков. Посольства, которых несколько на Большой Никитской и в прилегающих переулках, занимают особняки конца XIX — начала XX веков.