Князь Борис Михайлович Лыков-Оболенский

Князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому выпало жить в сложнейшее время, когда под вопросом оказалось само существование Русского государства. И своего славного имени, которым так гордился князь, он не посрамил.


Князь Борис Михайлович Лыков-Оболенский прожил на белом свете семьдесят лет — для XVI—XVII веков (да еще в России!) это невероятно много. Он был человеком своей эпохи — кичился собственным происхождением и с азартом вступал в местнические споры, защищая где нужно и не нужно честь Оболенских, храбро сражался с врагами, с увлечением делал карьеру, честно неся государственную службу на порученных ему постах, искал политические компромиссы в трагических хитросплетениях русской Смуты, любил богатство, строил храмы, бережно охранял русские святыни и щедро благотворил монастырям.

Князь отчетливо понимал, что «ходит под Богом», но и дарованной ему свободой воли не пренебрегал, всегда стремясь — когда удачно, а когда не очень — распорядиться ею правильно, непостыдно и неосудительно.

Впервые Лыков-Оболенский появляется под светом исторической рампы в 1592 году — примерно шестнадцати лет от роду. Он получает чин стольника при дворе государя Федора Иоанновича и не однажды назначается рындой — так называли тогда оруженосцев-телохранителей при царской особе.

Вот тут начались первые местнические столкновения Бориса Лыкова со своими знатными сверстниками. Продолжались они и позже — княжье самолюбие уязвлялось тем, что другие шагали вверх в получении всё более высоких чинов, а он топтался на месте.

В 1602 году случился срыв — на приеме, устроенном в честь приезда в Москву нового жениха Ксении Годуновой датского принца Иоганна, ему определили быть лишь четвертым рындой: выходило, что за десять лет службы при дворе князь Оболенский не поднялся, а опустился — с должности второго рынды. Видимо, Борис Михайлович не сдержался и сказал в сердцах что-то дерзкое, после чего угодил в опалу и был отправлен царем Борисом Годуновым служить в Белгород, на глухую окраину тогдашней Руси.

Лыков-Оболенский затаил обиду — русская знать и вообще не любила Бориса Годунова, видя в нем выскочку; Борис Михайлович не был исключением. Результатом стало то, что при появлении в пределах России в 1604 году Лжедмитрия I князь принес ему присягу. Вряд ли в этом случае мы имеем дело с осознанным предательством (вообще-то, вся жизнь нашего героя показывает, что он умел исполнять принятые на себя обязательства и даже жертвовать собой) — многие тогда поверили в то, что в страну возвращается чудесно спасшийся младший сын Ивана Грозного.

При самозванце Б. М. Лыков удачно, как выяснилось впоследствии, женился — на Настасье Романовой, родной сестре только что освобожденного из монастырского заточения и поставленного митрополитом Ростовским Филарета (Романова). Из рук Лжедмитрия 1 князь получил боярский чин, подтвержденный, после падения самозванца, царем Василием Шуйским, а по окончании Смуты и царем Михаилом Федоровичем.

При Шуйском князь Лыков-Оболенский сохранил высокие посты. В это время открылись его полководческие таланты — он храбро бился и с бунтовщиками, ведомыми известным Иваном Болотниковым, и с интернациональным воинством Лжедмитрия II, и с поляками, по большей части выигрывая сражения, в которых участвовал.

Непопулярному царю Василию Борис Михайлович хранил верность до конца, а когда стало ясно, что тому на троне не усидеть, вошел в состав Семибоярщины, пытавшейся договориться с поляками о том, чтобы хоть в какой-то форме спасти погибающую страну.

Страна спаслась — правда, не стараниями бояр, а умением русского народа собраться в критический момент и не поскупиться ничем ради отечества. Кажется, в освобожденной от поляков Москве заводилам Семибоярщины было не очень уютно, их деятельность во время оккупации не все понимали (да и не хотели понять). Однако после избрания царем племянника Б. М. Лыкова-Оболенского Михаила Романова некоторый «перебой» в его карьере остался позади — перед князем открылись блестящие перспективы.

В следующие десятилетия он был замечен на самых ответственных должностях — во главе войска громил изменников-казаков в 1614 году, бился в 1617—1618 годах с поляками, пытавшимися посадить на русский трон польского королевича Владислава, строил новые остроги, служил первым воеводой в Казани, в разные годы возглавлял Разбойный, Сыскной, Ямской и другие приказы.

Умер Б.М. Лыков-Оболенский в 1646 году семидесятилетним уважаемым старцем и был похоронен в родовой усыпальнице Лыковых в Пафнутьевом Боровском монастыре, который возродился после страшного разорения, нанесенного обители поляками в 1610 году, именно стараниями князя Бориса Михайловича.

Личности России.


Саша Митрахович 09.04.2018 11:31
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча