Боровский Высоко-Покровский монастырь

Боровский Высокий в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь, в котором принял монашеский постриг и подвизался почти тридцать лет преподобный Пафнутий, был основан предположительно в 1385 году преподобным Никифором Боровским, одним из учеников «игумена земли Русской» преподобного Сергия Радонежского.
Более двухсот лет Боровский Высоко-Покровский монастырь, получивший свое имя (Высокий) за выгодное местоположение, благоденствовал — в начале XVII века в нем имелось два храма: каменный Покровский собор и деревянная церковь в честь Входа Господня в Иерусалим.
Конец благополучию пришел в 1610 году, когда отряд Лжедмитрия II буквально стер монастырь с лица земли — деревянные постройки были сожжены, а каменный храм разрушен. Молодой царь Михаил Федорович двумя грамотами (в 1615 и 1618 годах) обязал Пафнутьеву обитель возродить Высоко-Покровский монастырь. Повеление царя было выполнено — к 1621 году на Высоком уже поднялась деревянная Покровская церковь с колокольней, а в кельях жили специально присланные сюда иноки Пафнутьевой обители, к которой и приписали Высоко-Покровский монастырь.
Однако введения монастырских штатов в 1764 году он не пережил — обитель преобразовали в приходской храм, а на ее территории устроили городское кладбище. Паломники всегда в большом количестве устремлялись к кладбищенской Покровской церкви — это объяснялось не только тем, что само место являлось в некотором смысле «колыбелью» преподобного Пафнутия, но и тем, что рядом с церковью были похоронены родители святого, принявшие монашеский постриг в Высоко-Покровском монастыре. Над их могилой в 1868 году поставили каменную часовню (она заменила прежнюю деревянную). В храм и часовню из Пафнутьева монастыря были переданы ценнейшие иконы — две из них искусствоведы позже идентифицировали как работы Дионисия или его школы. Все эти иконы после революции подверглись изъятию и оказались в различных музейных собраниях Москвы и Калуги.
Богослужения продолжались в Покровской церкви до 1932 года, когда ее закрыли местные власти. В 1950 году храм передали балабановскому пункту «Заготзерно» под зернохранилище. Подобная «эксплуатация» церкви, разумеется, не шла ей на пользу — уникальный памятник деревянного зодчества (в Калужской области аналогов ему ныне нет, а в Центральной России подобные церкви можно пересчитать по пальцам) неумолимо разрушался.
В 2000 году Покровский храм получил статус подворья Пафнутьево-Боровской обители — тем самым он оказался спасен.
В 2008 году в нем начались сложнейшие реставрационные работы, поставившие своей целью вернуть церкви ее первоначальный облик.