Фрески Георгиевской церкви Старой Ладоги

Фрески Георгиевской церкви Старой Ладоги

Все внимание входящих внутрь Георгиевской церкви Старой Ладоги приковано к фрескам XII века. Зарубежные исследователи в качестве их авторов называли византийских мастеров. В. Н. Лазарев считал, что росписи выполнялись новгородско-псковской артелью. Попытался «примирить» обе версии историк искусства Б. Г. Васильев, который показал, что фрески могли быть созданы артелью русских мастеров под руководством талантливого византийского художника. В частности, вся цокольная часть стен интерьера покрыта росписью, имитирующей мраморировку. Неизвестным по стенописям Византии оказался прием центрирования симметричных пар панелей шарами, напоминающими обычные навершия стоек для завес. По мнению Васильева, данное явление объединяет в себе две параллельно существовавшие традиции декорирования, преимущественно нижних зон ансамблей: завесами и полилитией. Этот новаторский прием ранее и далее в истории стенописей не просматривается, а его применение в ладожском храме, вероятно, есть результат творческой импровизации местных художников. Также к «русской» части Васильев уверенно относит исполнение отдельных сюжетов — например, грешников в сцене «Страшного Суда».

Интерьер Георгиевской церкви

Фрески Георгиевской церкви Старой Ладоги дошли до нас в неполном виде, многое утрачено. Частично эти пробелы оказались восполнены с началом систематического археологического изучения храма, когда были обнаружены фрагменты сколотых ранее росписей.

Фрески купола и барабана Георгиевской церкви Старой Ладоги.

В апсиде церкви сохранились остатки «Причащения апостолов», святительского чина и двух медальонов с полуфигурами Иоанна Милостивого и неизвестного святого, в жертвеннике — полуфигуры Архангела Гавриила и сцены из протоевангельского цикла («Очистительные жертвы Иоакима и Анны»), в диаконнике — полуфигуры Архангела Михаила, монументальная композиция «Чудо Георгия о змие» и пояс с тремя медальонами, в которые вписаны полуфигуры святителей (средняя из полуфигур изображает святого Анфима).

В неплохом состоянии находятся фрески купола и барабана. В куполе восемь ангелов несут сферу небесной славы с возносящимся Христом. По барабану размещены восемь фигур пророков и ветхозаветных царей: Михея, Исайи, Давида, Соломона, Наума, Иезекииля, Гедеона, Иеремии.

Западную стену и прилегающие к ней своды занимает обширная и для этого места традиционная композиция — «Страшный Суд». Своды и стены украшал праздничный цикл, от которого остался лишь фрагмент Крещения на южной стене.

От некогда многочисленных единоличных изображений святых в основном пространстве храма уцелели фигуры святого Феодора Стратилата и пророка Даниила, а также полуфигуры Николая Чудотворца, великомученика Евстафия, святого Саввы Стратилата и мученицы Марии.


Саша Митрахович 23.08.2017 07:37
Загрузка...

Читать следующую статью

Георгиевская церковь Старой Ладоги режим работы контакты как добраться расположение на карте

Читать предыдущую статью

Архитектура Георгиевской церкви Старой Ладоги

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (1)

Гость
Гость 12.10.2017 15:27

Замечательные фрески, даже не смотря на утраченные области завораживающе реальные образа.

Каптча

Новые посты

Это интересно

Loading...