Георгиевская церковь Старая Ладога

Содержание:
Самое распространенное предположение о строительстве Георгиевской церкви - ее строили одновременно с Ладожской крепостью, что произошло или в 1114, или в 1116 году, а первое письменное свидетельство, касающееся истории Георгиевской церкви Старой Ладоги, относится к 1445 году и содержится оно в Новгородской летописи в связи с деятельностью архиепископа Евфимия II Вяжищского.
В 1584—1586 годах власти Московского государства осуществляли масштабные ремонтные работы Ладожской крепости. Тогда произошли заметные изменения и во внешнем облике Георгиевской церкви. Храм получил пощипцовое покрытие сводов, конусовидное завершение купола, а также небольшую двухпролетную звонницу над западным фасадом, остатки которой были обнаружены относительно недавно.
Бунташный XVII век принес Ладоге много бед. Особенно сильно пострадал Георгиевский храм в период Смутного времени на Руси. Большой ремонт был произведен в Георгиевской церкви в 1683— 1684 годах. Оценивать его можно по-разному. С одной стороны, эта реставрация существенно улучшила состояние древнего памятника — следующий значительный ремонт потребовался только в 1760-х годах, а это говорит о многом. С другой стороны, первоначальный облик храма в процессе тогдашних работ оказался сильно искажен. Строители произвели закладку старых окон, пробили новые, увеличили дверные проемы, с запада появилась пристройка, а кровля стала четырехскатной. Особенно пострадали фрески. Их большая часть была сбита, остальные заштукатурены. Не тронули только росписи барабана.
Целых сто лет георгиевские росписи оставались «в плену». Их выявили и раскрыли на значительном пространстве в 1780 году.
Архитектура Георгиевской церкви Старой Ладоги

Архитектура Георгиевской церкви Старой Ладоги вполне характерна для новгородского зодчества второй половины XII века, однако храм не лишен заметного своеобразия. Он имеет достаточно простую, но художественно выразительную обработку фасадов, разделенных лопатками на три равновысоких прясла, которые венчают полуциркульные завершения с двойными арочными обрамлениями.
Малые размеры староладожского Георгиевского храма предопределили асимметрию в расположении фасадных окон, выполняющих в первую очередь чисто функциональную задачу освещения храма. Так, три окна центральных прясел северного и южного фасадов традиционно расположены пирамидально, однако нижние окна западных прясел этих фасадов занижены, поскольку они открываются в невысокий объем под хорами. Нижнее окно апсиды дьяконника оказывается передвинутым с восточного на южный фасад, что вызвано стремлением более полно осветить алтарное пространство. Таким образом, традиционное симметричное расположение окон придает парадность лишь западному фасаду храма, остальные же фасады получают асимметричную и достаточно случайную композицию, что вносит в облик церкви живость и динамику, но лишает его классической строгости и соразмерности.
Интересны непропорционально уменьшенные размеры восточных прясел боковых фасадов и некоторая «вдавленность» апсид, которые оказываются слишком глубоко утопленными в куб здания. В его восточной части ощущается вынужденная теснота, из-за чего храм с определенных ракурсов утрачивает строгую центричность, столь характерную для новгородской архитектуры этого времени; барабан его заметно сдвинут на восток.
Эти нарушения традиционных пропорциональных соотношений объясняется тем, что при строительстве Георгиевской церкви зодчие не были полностью вольны в планировке здания и в разработке его конструктивной системы. Прежде всего, церковь следовало включить в уже существовавшую застройку Ладожской крепости. Так, к ее восточному фасаду, согласно археологическим данным, подходила под углом крепостная стена 1114—1116 годов, чем, вероятно, и объяснялось перемещение нижнего окна дьяконника.
Фрески Георгиевской церкви Старой Ладоги

Все внимание входящих внутрь Георгиевской церкви Старой Ладоги приковано к фрескам XII века. Зарубежные исследователи в качестве их авторов называли византийских мастеров. В. Н. Лазарев считал, что росписи выполнялись новгородско-псковской артелью. Попытался «примирить» обе версии историк искусства Б. Г. Васильев, который показал, что фрески могли быть созданы артелью русских мастеров под руководством талантливого византийского художника. В частности, вся цокольная часть стен интерьера покрыта росписью, имитирующей мраморировку. Неизвестным по стенописям Византии оказался прием центрирования симметричных пар панелей шарами, напоминающими обычные навершия стоек для завес. По мнению Васильева, данное явление объединяет в себе две параллельно существовавшие традиции декорирования, преимущественно нижних зон ансамблей: завесами и полилитией. Этот новаторский прием ранее и далее в истории стенописей не просматривается, а его применение в ладожском храме, вероятно, есть результат творческой импровизации местных художников. Также к «русской» части Васильев уверенно относит исполнение отдельных сюжетов — например, грешников в сцене «Страшного Суда».

Фрески Георгиевской церкви Старой Ладоги дошли до нас в неполном виде, многое утрачено. Частично эти пробелы оказались восполнены с началом систематического археологического изучения храма, когда были обнаружены фрагменты сколотых ранее росписей.

В апсиде церкви сохранились остатки «Причащения апостолов», святительского чина и двух медальонов с полуфигурами Иоанна Милостивого и неизвестного святого, в жертвеннике — полуфигуры Архангела Гавриила и сцены из протоевангельского цикла («Очистительные жертвы Иоакима и Анны»), в диаконнике — полуфигуры Архангела Михаила, монументальная композиция «Чудо Георгия о змие» и пояс с тремя медальонами, в которые вписаны полуфигуры святителей (средняя из полуфигур изображает святого Анфима).
В неплохом состоянии находятся фрески купола и барабана. В куполе восемь ангелов несут сферу небесной славы с возносящимся Христом. По барабану размещены восемь фигур пророков и ветхозаветных царей: Михея, Исайи, Давида, Соломона, Наума, Иезекииля, Гедеона, Иеремии.
Западную стену и прилегающие к ней своды занимает обширная и для этого места традиционная композиция — «Страшный Суд». Своды и стены украшал праздничный цикл, от которого остался лишь фрагмент Крещения на южной стене.
От некогда многочисленных единоличных изображений святых в основном пространстве храма уцелели фигуры святого Феодора Стратилата и пророка Даниила, а также полуфигуры Николая Чудотворца, великомученика Евстафия, святого Саввы Стратилата и мученицы Марии.
Георгиевская церковь Старой Ладоги режим работы контакты как добраться расположение на карте

Староладожская церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца располагается на территории историко-архитектурного и археологического музея-заповедника Старой Ладоги.
Режим работы музея: май — сентябрь: с 9:00 до 18:00 (без выходных); октябрь — апрель: с 9:00 до 16:00 (выходной день — понедельник).
Контакты:
- Адрес: 187412, Россия, Ленинградская обл., Волховский р-н, с. Старая Ладога, Волховский пр., 19, Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник
- Телефон: +7 (81363) 4-90-70
- Сайт: www.ladogamuseum.ru
- Электронная почта: slmz@list.ru
Как добраться самостоятельно в Старую Ладогу:
Старая Ладога находится в 120 километрах от Санкт-Петербурга и в 12 километрах от города Волхова. С Московского вокзала Санкт-Петербурга на поезде можно доехать до станции Волховстрой (г. Волхов), а затем на автобусе №23 до Старой Ладоги. Автомобилистам подойдет автотрасса «Санкт-Петербург — Петрозаводск».