Святитель Евфимий II Вяжищский архиепископ Новгородский

На фото: Икона святителя Евфимия над воротами Вяжищского монастыря под Новгородом.
О жизненном пути святителя Евфимия Вяжищского свидетельствует множество исторических документов. Наибольшее количество фактов его биографии содержится в Житии святого, составленном вскоре по его кончине. Житие это ценно вдвойне, ибо вышло из-под пера человека, близкого знавшего Евфимия II.
Отроческие годы Святителя Евфимия и путь к Богу
Святитель Евфимий родился в Новгороде. Его отец, которого звали Михеем, являлся священником церкви во имя великомученика Феодора Стратилата. Мать носила имя Анна. Супружеская чета очень долго оставалась бездетной. Это батюшку и его жену сильно печалило, и в течение многих лет они усиленно возносили молитвы о чадородии. Горячая мольба была услышана, и у них родился мальчик, которого при крещении назвали Иоанном. Точная дата этого события неизвестна. В современной литературе можно встретить осторожные предположения, что это произошло в начале 1380-х годов. Возможно, святитель Евфимий является ровесником Куликовской битвы...
Отрок Иоанн с детских лет нес на себе печать будущего служения Богу: он не увлекался играми со сверстниками и преуспевал в изучении Священного Писания, отдавая богопознанию все время. В пятнадцатилетием возрасте юноша почувствовал в себе силы отречься от мира и стать монахом. Местом начала своего иноческого пути он выбрал Вяжигцский монастырь, в то время совсем молодую обитель, основанную в двенадцати верстах от Новгорода. Иоанн пришел к игумену Пимену, первому настоятелю монастыря на Вяжигцах, и умолял совершить над ним монашеский постриг. Пимен принял Иоанна как посланного Самим Богом и внял его просьбе. Любопытно, что новоначальный монах получил при постриге имя Евфимий, хотя в то время по русским землям уже широко распространилась традиция монашеского имянаречения на ту же букву, с которой начиналось и мирское имя.
Инок Евфимий поражал всех своим смирением и полным повиновением настоятелю и братии. Современники удивлялись его глубокому уму, говоря меж собой, что в молодом монахе уже виден будущий архипастырь. Вести о постриженнике Вяжищской обители дошли до архиепископа Новгородского Симеона. Владыка пригласил святого к себе, долго беседовал с ним и остался очень доволен Евфимием. Вскоре архиепископ назначил его казначеем, что полностью ломало сложившуюся традицию — прежде за церковную казну в Новгородской епархии отвечали только миряне. В этом решении владыки Симеона проявилось то уважительное отношение и доверие, которое он испытывал к будущему святителю. На новой должности Евфимий проявил себя самым лучшим образом: он не только честно исполнял свое дело, но и не пренебрегал иноческим правилом, не гордился данной ему властью и остался таким же смиренным, каким был до этого назначения.
Возвышение святителя Евфимия
После смерти архиепископа Симеона святой Евфимий перешел в Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, однако пробыл там недолго. Вскоре старцы Лисицкой в честь Рождества Пресвятой Богородицы обители упросили его принять игуменство в их монастыре, где он проявил высокие способности руководства иноками. После кончины архиепископа Новгородского Евфимия I Брадатого 13 ноября 1429 года святой Евфимий Вяжищский был избран на Новгородскую владычную кафедру. Выборы нового архиерея происходили в соответствии с древними новгородскими установлениями. Первоначально из среды духовенства Великого Новгорода выбирались три кандидата, достойные занять архиерейскую кафедру. Затем за каждым кандидатом закреплялся жребий — одинаковые двусторонние метки, на одной из сторон которых писалось имя обладателя жребия. После этого все три жребия клали на престол Софии Новгородской именами вниз и, творя молитвословия, брали по одному, прилюдно сообщая, чей жребий взят. Тот кандидат, жребий кого оставался на престоле последним, становился новым новгородским архиереем.
Отметим, что избранный народом владыка формально являлся только местоблюстителем кафедры, его официально должен был рукоположить митрополит «всея Руси». Четыре с половиной года оставался в «недоархиерейском» качестве святитель Евфимий. Сказались церковные и политические сложности эпохи. Лишь 26 мая 1434 года он был хиротонисан митрополитом Герасимом в Смоленске.
Житие преподобного Михаила Клопского свидетельствует, что преподобный предсказал святителю его рукоположение. Цитируем:
«Как-то приехал владыка в Клопский монастырь братию кормить. Вот, сидя за столом, владыка и говорит: „Михайлушка, моли Бога за меня, чтобы было от великого князя согласие на поставление“. А в руках у владыки платок. И Михаила выхватил платок из рук владыки да возложил его на главу владыке: „Поедешь в Смоленск, и там тебя поставят во владыки“. И ездил владыка в Смоленск и был поставлен владыкой. И приехал владыка опять к Михаиле и говорит ему: „Бог меня поставил и митрополит, и зовут меня в Москву“. Михаила сказал владыке: „В Москву тебе ехать и бить челом великому князю и митрополиту“. И ездил владыка к князю и бил челом митрополиту, как предсказал Михаила».
Новгородское служение святителя Евфимия
Без малого три десятилетия окормлял святитель Евфимий Новгородскую епархию, считая и годы между избранием и хиротонией. Одновременно он руководил политической жизнью Великого Новгорода, поскольку новгородские архиепископы в период его независимости стояли фактически во главе боярского правительства, собиравшегося на владычном дворе. Святителя любили и почитали все новгородцы, и делами своими он оставил по себе самую славную память. Согласно Житию, святой Евфимий особенно прославился своим гостеприимством:
«От странных же или чуждых стран приходящих всех любовию приимаше, всех упокоеваше, всех по достоинству миловаше».
Авторитет Евфимия Вяжищского был высок и за пределами Новгородской земли. Как считают некоторые исследователи, в своей деятельности он придерживался афонских традиций. Святитель, ярый противник унии, заключенной между Константинопольской Патриархией и Римско-католической Церковью на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 году, разработал антиуниатскую строительную и иконописную программу для Новгорода; под его защиту ушли некоторые участники русской делегации на Ферраро-Флорентийском соборе, не согласные с унией. В частности, страстный обличитель унии Симеон Суздальский, автор антикатолической «Повести о Восьмом Соборе», по его собственному свидетельству, после бегства из Венеции «прибег к Новугороду» и «пребыл лето у великого святителя владыки Еуфимиа Новогородьского». Именно тут он начал писать свою обличительную повесть.
Архиепископ Евфимий II строитель
Прославился архиепископ Евфимий II и своей строительной деятельностью. Известно, что он являлся заказчиком около тридцати каменных зданий (в основном храмов, разумеется), всего же за время его управления кафедрой их было построено до полусотни. Пахомий Логофет так описывает эти деяния святого:
«Если хочешь увидеть нечто малое от великих, то подойди к великому храму Премудрости Божией Софии и возведи окрест очи твои; ты увидишь множество пресветлых храмов святых, созданных святителем, которые сияют, как звезды, стоят кругом, как горы, и если не словом, то самым видом своим возвращают свою разнообразную красоту, как бы соперничая друг с другом».
Одним из храмов, на которые распространилась деятельность Евфимия, стала Георгиевская церковь Старой Ладоги, дождавшаяся тогда полномасштабного ремонта.
В начале зимы 1457—1458 годов захворавший святитель отправился в Лисицкий монастырь, где не пропускал богослужений, невзирая на немощь. Перед смертью он преподал пастве благословение, испросил у всех прощения, затем причастился, после чего тихо отошел ко Господу. Это случилось 10 марта 1458 года. При кончине распространилось благоухание от тела архиепископа, а при помазании были найдены на нем тяжелые вериги («подобно схиме»), которые он тайно носил.