Валаамский монастырь

Валаамский монастырь

Кратко про Валаамский монастырь

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь - мужской монастырь Русской Православной Церкви, расположенный на островах Валаамского архипелага в Карелии. Одно из почитаемых русскими православными верующими мест.

Основан преподобными Сергием и Германом Валаамскими, мощи которых ныне находятся под спудом в нижнем храме собора.

После 1917 года земли, на которых располагался Валаамский монастырь, отошли к Финляндии.

В 1940 году, после советско-финской войны, Валаамский монастырь был возвращен России. Но в советское время монастырь был упразднен и разорен, на Валааме разместили школу боцманов и юнг.

После Великой Отечественной войны на Валааме разместили Дом инвалидов войны. В 1960-е годы началось туристическое паломничество на остров, а в 1979 году на территории бывшего на тот момент монастыря был организован музей-заповедник.

Началась постепенная реставрация архитектурных памятников. В 1989 году Совет министров Карелии решил передать Ленинградской епархии собор с ближайшими скитами. Это было началом возвращения монастыря. Прошли первые богослужения в храме Преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Ныне на Валаам ежегодно приезжает свыше 100 тысяч паломников, из которых 90 тысяч - туристы.

Основание Валаамского монастыря

Основатели Валаамского монастыря. Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы.

В царской России было два монастыря, отделенных от мирской суеты не только крепкими стенами, строгим уставом и жаркой молитвой, но и широкой гладью вод.

Один — Соловецкий — стоял твердыней веры на Белом море. Другой — Валаамский монастырь — обосновался на покатых гранитных скалах Ладоги. В северной части этого самого большого в Европе озера из вод поднимаются более 50 островов. Они образуют архипелаг Валаама. Во времена седой древности здесь изредка селились финские рыбаки.

Само слово Валаам финского происхождения. Его можно перевести как «высокая земля». Обживать эти уединенные места русские монахи стали вскоре распространения православной веры на Руси.

Согласно преданию Валаамского монастыря святой апостол Андрей Первозванный, просветитель славян, прибыв из Киева в Новгород, достиг по реке Волхов Ладожского озера, а затем Валаама, где и благословил этот остров крестом.

Так это или нет — установить невозможно, но вот житие святого Авраамия Ростовского утверждает, что уже во времена святой княгини Ольги на острове было монастырское братство под началом игумена. А основателями монашества на Валааме почитаются греческие священники Сергий и Герман.

История

Не один раз за свою многовековую историю Валаамская обитель бывала разорена, однако всякий раз восставала из пепла.


Более или менее документальные сведения об истории Валаамского монастыря появляются в XIV веке. Возможно, что некогда монашеская жизнь, начавшаяся на острове в XI веке, почему-либо прервалась и была возобновлена в XIV веке. Но и тогда жизнь иноков была не простой. Конечно, нападения шведов в первую очередь влияли на то, что монахи покидали остров.

Жизнь поселенцев на удаленных островах оказалась неспокойной. Мир не раз жестоко вторгался в их тихую молитвенную жизнь. В 1578 году к Валааму подошли шведские корабли. Иноземцы увидели в нем всего лишь укрепленный пункт своих противников; 18 монахов и 16 послушников были безжалостны убиты. Через три года шведы вернулись и сожгли все деревянные постройки монастыря. Первый русский царь из династии Романовых — Михаил Федорович — заключил со Швецией мир, и Валаам стал шведским почти на сто лет.

Вернуть архипелаг удалось лишь Петру I. Ситуация изменилась в XVIII веке, когда Россия вышла к Балтике. В 1715 году Петр I издал указ о восстановлении Валаамского монастыря. На протяжении всего XVIII века на Валааме велось обширное строительство, были воздвигнуты храмы, монастырские стены, колокольня. Каменные постройки сменили деревянные лишь в начале XIX века.

Спасо-Преображенский собор Валаамского монастыря.

Своим расцветом монастырь, который стали называть «северным Афоном», во многом обязан игумену Дамаскину. Он был сыном простого крестьянина, обладал крепкой практичной сметкой и цепким умом. На Валааме он поселился в 1819 году. Сначала был послушником, пек хлебы и ухаживал за лошадьми. Потом постригся в монахи, жил пустынником в уединенном скиту. Через двадцать лет жизни на Валааме он стал настоятелем монастыря и и прожил в этом качестве еще сорок лет. При нем появилось множество новых каменных церквей, часовен и домов, были построены гостиница и библиотека. Заработал водопровод, мастерские. У монастыря появился собственный пароход. Некоторые островки архипелага были соединены каменными и деревянными мостами.

Хлопотами своего настоятеля, а также молитвами и трудами православной братии красивый, но суровый Валаам обустраивался, разрастался и расцветал фруктовыми садами. Здесь каким-то чудом приживались не только вишни, груши, но даже виноградная лоза.

В 1811 году Валаамский архипелаг вошел в состав Великого княжества Финляндского, поэтому в 1917 году Валаам оказался в составе независимой Финляндии.

Поскольку православные были в меньшинстве в этой лютеранской стране, обитель постоянно испытывала давление со стороны местных властей. Православные службы были переведены на финский язык, но камнем раздора стало желание властей насильно внедрить григорианский календарь, чему воспротивилась значительная часть братии.

Валаамский монастырь погрузился в пучину нестроений, результатом которых стал раскол. Часть монахов, прозванных «старостильными», то есть несогласных с нововведениями, вынуждена была эмигрировать в Сербию, Грецию, США, Германию, иные страны. Часть осталась в обители.

Интерьеры Спасо-Преображенского собора Валаамского мужского монастыря.

Когда подплываешь к Валааму на теплоходе, на линии фарватера появляется золотая маковка церкви Никольского скита. Начиная с XVIII века, этот скит играл роль своеобразной таможни (на Валаам не разрешалось провозить табак, вино и водку). С главного острова архипелага до Никольского скита можно добраться по деревянным мосткам. Однако пароход идет дальше, заходя в длинную и широкую Монастырскую бухту.

От пристани дорога ведет к своеобразной «столице» обители — Спасо-Преображенскому собору. Справа остается второй по величине остров Валаама — Скитский. На нем находится скит Всех святых. Таких маленьких обителей — скитов — на Валааме много. Названия у них красивые — Гефсиманский, Воскресенский, Предтеченский. Однако часто жизнь в скиту для монахов была еще суровей, чем за стенами монастыря. Они добровольно отказывались от мясной и молочной пищи, не ели рыбу, которой было богато озеро. Посетителей-богомольцев принимали лишь раз в году.

Валаамский монастырь после революции 1917 года

Среди красивых пейзажей Валаама, его церквей и скитов глаз порой выхватывает странные бетонные конструкции. Это свидетельства пребывания на архипелаге финнов. После революции 1917 года Валаам отошел к Финляндии.

В период Советско-финляндской войны 1939-1940 годов Валаам оказался в зоне активных боевых действий. Иноки, имевшие финское подданство, в начале 1940 года покинули монастырь, увозя с собой все, что смогли: колокола, святыни, Валаамскую икону Божией Матери.

В местечке Хейнявеси изгнанники основали Ново-Валаамский монастырь. А остров стал территориальной единицей Советского Союза.

Когда Валаам присоединили к Советской России, жизнь в монастыре замерла. Здесь открыли школу боцманов и юнг. Вскоре ее совсем юные выпускники сражались на фронтах Великой Отечественной войны.

Затем, в 1941 году, остров был оккупирован финскими войсками. В 1944 году они покинули остров. Когда закончилась война, в кельях бывшего монастыря был устроен Валаамский дом инвалидов. Это была одна из тяжелых страниц в истории острова. Тогда же здесь на постоянной основе поселились люди, обычные миряне, была организована школа для детей, начал функционировать Дом культуры.

В 1960-е годы на Валаам стали приезжать туристы, а в 1979-м был организован музей-заповедник, к этому времени Валаамский монастырь лежал практически в руинах, и началась постепенная реставрация древнего монастыря.

Возрождение Валаамского монастыря

Возрождение Валаамского монастыря началось в 1989 году. Сначала одни скиты были переданы Ленинградской епархии, потом другие. Ныне все скиты принадлежат православной церкви, а миряне выехали с острова Валаам. Но, видимо, времена намоленных скитов Валаама, с паломниками-монахами, спасающимися от суеты и соблазнов мирской жизни, навсегда канули в прошлое. Менее чем за полвека были разорены и сгорели многие уникальные деревянные постройки. Теперь многочисленные турфирмы привозят на архипелаг всех желающих.

Погуляв по острову, они оставляют за собой объедки и прочий мусор. Порой на фоне природных красот и черной рясы священника блеснет и отполированный бок иномарки, и золото массивного креста. Сможет ли Валаамский монастырь восстановить свое былое величие духовной обители? Это во многом зависит не только от монахов, но и от чувств, с которыми люди направляются на архипелаг.

Каждый год Валаамский монастырь посещает несколько десятков тысяч человек. Большинство из них туристы, только десятая часть из приезжих - паломники. Одно из чудес Валаама это лик старца Назария, в 1782-1804 годах бывшего игуменом Валаамского монастыря, проявившийся в 1997 году после удара молнии на старом дубе около развалин его каменной пустыньки, до основания разобранной в 1960-х годах.


Саша Митрахович 24.01.2016 12:33
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Loading...