Фресковый ансамбль Богородице-Рождественского собора Снетогорского монастыря

Главная святыня Богородице-Рождественского собора Снетогорского монастыря — это сохранившийся в больших фрагментах его фресковый ансамбль. Основная тема росписей храма, освященного в честь Рождества Пресвятой Богородицы, — разумеется, прославление Божией Матери.
Неплохо сохранилась фреска, изображающая престольный праздник: Рождество Пресвятой Богородицы. Она находится на своем традиционном месте — справа от алтарной арки, в среднем регистре южного рукава храмового креста.
Открытие и исследование фресок
С середины 1920-х годов хозяевами собора стали ученые, открывавшие, реставрировавшие и исследовавшие фресковый ансамбль, который и является его главным достоянием, превратившим храм в бесценный памятник древнерусской культуры. Как мы уже говорили, стенопись почти случайно была обнаружена архиепископом Псковским и Порховским Арсением (Стадницким) в 1909 году. До Первой мировой войны дальнейшее открытие фресок не производилось, а потом и вовсе стало не до них.
На вопросы о «количестве стенописи», степени ее сохранности и художественной ценности предстояло ответить уже советским ученым, Здесь работали лучшие наши искусствоведы и реставраторы. Поначалу двигались почти вслепую, было много споров, версий, предположений.
К концу 1940-х годов работы по раскрытию фресок завершились. Однако новое поколение ученых, пришедшее в Богородице-Рождественский собор в середине 1980-х годов, обнаружило довольно большие участки неизвестных ранее изображений. Открытия продолжаются поныне, хотя то, что уже освоено исследователями, позволяет восстановить иконографическую программу снетогорской росписи и выявить ее главные особенности.