Богородице-Рождественский собор Снетогорского монастыря

Содержание:
Древний Богородице-Рождественский собор Снетогорского монастыря со своими бесценными фресками является великой святыней.
История каменного Богородице-Рождественского собора начинается с трагедии, каковой в 1299 году стало жестокое разорение псковских пригородов ливонскими рыцарями, не пожалевшими ни стариков, ни женщин, ни детей, ни монахов.
Снетогорский монастырь после бегства ливонских рыцарей представлял собой пепелище. Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была сожжена.
Незадолго до своей смерти князь Довмонт Псковский завещал возвести в Снетогорском монастыре каменный собор и выделил средства на строительство. Строить завещанный святым князем храм на Снятной горе начали в 1310 году — спустя год он был закончен.
Собор расписали в 1313 году. Фресковый ансамбль Богородице-Рождественского собора частично сохранился до наших дней и ныне почитается как один из шедевров древнерусской живописи.
Внутри храма на стенах сохранились погребальные плиты XVT—XVII веков. Когда-то к северной стене собора, на местах некоторых погребений, примыкали часовни.
Престольный праздник соборного храма — Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) — торжественно отмечался всем Псковом. В этот день городское духовенство с иконами крестным ходом шествовало в обитель на Снятной горе. Любопытно — праздник Рождества Пресвятой Богородицы в Пскове до сих пор иногда называют Снетогором.
Фресковый ансамбль Богородице-Рождественского собора Снетогорского монастыря

Главная святыня Богородице-Рождественского собора Снетогорского монастыря — это сохранившийся в больших фрагментах его фресковый ансамбль. Основная тема росписей храма, освященного в честь Рождества Пресвятой Богородицы, — разумеется, прославление Божией Матери.
Неплохо сохранилась фреска, изображающая престольный праздник: Рождество Пресвятой Богородицы. Она находится на своем традиционном месте — справа от алтарной арки, в среднем регистре южного рукава храмового креста.
Открытие и исследование фресок
С середины 1920-х годов хозяевами собора стали ученые, открывавшие, реставрировавшие и исследовавшие фресковый ансамбль, который и является его главным достоянием, превратившим храм в бесценный памятник древнерусской культуры. Как мы уже говорили, стенопись почти случайно была обнаружена архиепископом Псковским и Порховским Арсением (Стадницким) в 1909 году. До Первой мировой войны дальнейшее открытие фресок не производилось, а потом и вовсе стало не до них.
На вопросы о «количестве стенописи», степени ее сохранности и художественной ценности предстояло ответить уже советским ученым, Здесь работали лучшие наши искусствоведы и реставраторы. Поначалу двигались почти вслепую, было много споров, версий, предположений.
К концу 1940-х годов работы по раскрытию фресок завершились. Однако новое поколение ученых, пришедшее в Богородице-Рождественский собор в середине 1980-х годов, обнаружило довольно большие участки неизвестных ранее изображений. Открытия продолжаются поныне, хотя то, что уже освоено исследователями, позволяет восстановить иконографическую программу снетогорской росписи и выявить ее главные особенности.