Архитектурный ансамбль Снетогорского монастыря

Содержание:
Архитектурный ансамбль Снетогорского монастыря
Богородице-Рождественский собор Снетогорского монастыря

Древний Богородице-Рождественский собор Снетогорского монастыря со своими бесценными фресками является великой святыней. История каменного Богородице-Рождественского собора начинается с трагедии, каковой в 1299 году стало жестокое разорение псковских пригородов ливонскими рыцарями, не пожалевшими ни стариков, ни женщин, ни детей, ни монахов. Снетогорский монастырь после бегства ливонских рыц . . .
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Никольская церковь Снетогорского монастыря

Из древних построек Снетогорского монастыря, помимо Богородице-Рождественского собора, следует отметить, прежде всего, Никольскую церковь —1519 года рождения, «камена с трапезой, теплая на погребах»(Псковская первая летопись). В ее основе — бесстолпный четверик, снабженный одной апсидой и барабаном с большой главой: форма, вполне традиционная для псковского зодчества XVI столетия. Трапезная исполнена в трех ярусах: верхний ярус соединен с церковью и когда-то представлял собой высокую палату с центральным столпом, поддерживающим свод. Нижние ярусы изначально предназначались для хозяйственных нужд.
Храм был серьезно перестроен в 1810-х годах — после упразднения монастыря и водворения в нем архиерейского дома. В частности, его объединили с покоями архиерея, полностью тогда «реформировали» и внутрихрамовое пространство. В «Спутнике по древнему Пскову» (1913) Н. Окулича-Казарина Никольский храм указан как Владимирский, и более того — как бывший Христорождественский. По свидетельству архиепископа Евгения (Болховитинова), в честь Рождества Христова церковь переосвятили после переноса сюда в 1814 году иконостаса из упраздненной Вознесенской церкви-колокольни.
Вознесенская церковь-колокольня Снетогорского монастыря

На фото: так сейчас выглядит Вознесенская церковь-колокольня Снетогорского монастыря.
Вознесенская церковь-колокольня Снетогорского монастыря, возведенная тоже в XVI веке, к северу от собора, являлась подлинным украшением монастыря. Ее высота составляла 63 метра; если же не забывать, что Снятная гора поднимается здесь над рекой на 23 метра, то можно считать, что колокольня возвышалась над окрестностями аж на 86 метров. Ее так и называли — «снетогорским столпом» или «снетогорской свечой». Во втором этаже трехъярусного «тела» колокольни по окончании строительства освятили Вознесенскую церковь — в 1814 году, уже в послемонастырскую эпоху, она была упразднена. Звонница располагалась в третьем ярусе и состояла из 13-ти колоколов, самый большой из которых был отлит в 1526 году.

В начале XX века колокольня сильно пострадала: в нее ударила молния, разрушив верхнюю часть сооружения. Колокольню, впрочем, тогда быстро поправили. Но жить ей оставалось недолго. Это чудо большевики в 1933 году по сути уничтожили, разобрав верхний ярус с шатром. Дело довершили фашисты, при отходе из Пскова взорвавшие уцелевшие ярусы. Ныне это руина в центре монастыря. Идут разговоры о восстановлении колокольни, но средств на это пока нет.
Восточный келейный корпус Снетогорского монастыря

Восточный келейный корпус Снетогорского монастыря был заново (после пожара 2002 года) отстроен в 2012 году. Слева — современная монастырская колокольня, справа — церковь преподобномученика Иоасафа, первого снетогорского игумена.
Из остальных монастырских построек святые врата относятся к XVII веку, несколько зданий — XIX столетия, эпохи архиерейского дома, есть и новейшего времени (например, восточный келейный корпус с церковью преподобномученика Иоасафа Снетогорского).
Часовня Четырех Святителей Снетогорский монастырь

Четырехсвятительская часовня
На подъезде к Снетогорскому монастырю, метрах четырехстах от него, на придорожном холме стоит часовня Четырех Святителей: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских.
Построена она предположительно во второй половине XVIII века и, как считается, сменила более древнюю часовню. Существует версия, что четырехсвятительская часовня обозначает то место, где первоначально был заложен Снетогорский монастырь. Никаких фактов, подтверждающих эту версию, не существует, ее основанием является легенда.
Известна часовня еще и тем, что в ней некогда хранилась икона Параскевы Пятницы, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Василия Великого, относящаяся к XV веку, то есть ко времени расцвета псковской иконописи. В 1913 году этот образ был вывезен в Москву, позже он поступил в собрание Третьяковской галереи.